Основоположник казахской письменной литературы, поэт-классик, композитор, переводчик философ, просветитель, общественный деятель Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился 10 августа (23 августа) 1845 года в местности Сырт-Каскабулак, сегодня, Восточно-Казахстанская область, в семье старшего султана Кунанбая Оскенбаева. В весенний и осенний периоды аулы Кунанбая кочевали в окрестностях родника Каскабулак. Матерью Абая была Улжан. При рождений сын Кунанбая был наречен Ибрагимом. Позднее, мать стала ласково называть его Абаем. У казахов «абай» означает «осторожный», «осмотрительный». Возможно, и мать, и народ называли поэта так, характеризуя его личностные качества. Многие также называли Абая Ибраем, сыном Кунанбая.
Акшокы — колыбель абаевского творчества, здесь набирало силу и крепло его литературное и философское дарование.
Шлю, тонкобровая, привет!
Похожей не было и нет!
(перевод П. Шубина)
Слушая любимую казахами песню «Айттымсалем, Каламкас», начинаешь понимать, что образы абаевской Каламкас и пушкинской Татьяны, оставаясь индивидуальными и самостоятельными поэтическими шедеврами, неразделимы и неразлучны друг с другом.
Речь влюбленных не знает слов,
У любви язык таков:
Дрогнет бровь, чуть вспыхнут глаза —
Вопрос иль ответ готов.
(перевод А. Глобы)
Многие песни и стихи Абая родились в Акшокы. Мухтар Ауэзов писал: «Песни и поэмы, рожденные в Акшокы, переписывались и заучивались мгновенно. Овеянные новизной и искренностью, они растекались по всей Арке. Раньше таких песен не слышали ее просторы. Веками молчаливая и загадочная, степь зазвучала новыми словами и мотивами, разносимыми ветром по всем ее уголкам, словно весна пришла в эти края. Это были звуки новой эры…»
Недалеко от Акшокы находится могила Кунанбая, отца Абая, выложенная из черного горного камня. Вот что писал об этом непростом человеке польский путешественник и географ А.Янушкевич:
«Кунанбай… большая знаменитость в степи. Сын простого казаха, одаренный от природы здравым рассудком, удивительной памятью и даром речи, дельный, заботливый о благе своих соплеменников, большой знаток степного права и предписаний корана, прекрасно знающий все российские уставы, касающиеся казахов, судья неподкупной честности и примерный мусульманин… Кунанбай стяжал себе славу пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и старые, бедные и богатые… Избранный на должность волостного управителя, исполняет ее с редкостным умением и энергией, а каждое его приказание, каждое слово выполняется по кивку головы. Когда-то он был красивым мужчиной, нынче на его лице следы оспы, несколько лет назад чуть не унесшей его в могилу, как Мирабо; во время вдохновенной речи он заставляет слушателей забыть о своем страшном обезображенном лице. Эти жестокие последствия болезни всякий раз пробуждают в нем сладкие воспоминания о сочувствии земляков, которое может дать тебе доказательства его заслуг и значения… А все баи недостойны развязать ремешок на обуви Кунанбая».
На этом же кладбище похоронены сыновья Абая Абдрахман и Магауия. Также погребены здесь родственники Кунанбая – Искак, Какитай и дед Мухтара Ауэз. Похоже, что и после смерти Кунанбай не растерял своих близких и теперь они будут лежать рядом вечно.
Произведения Абая Кунанбаева – бесценное наследие для молодого поколения. Сохранение и популяризация творчества великого поэта – долг каждого гражданина. Произведения Абая Кунанбаева переведены на 116 языков мира, выпущено более 4000 книг о выдающемся поэте. Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и XXI век» отметил, что нам следует обратить особое внимание на наследие великого поэта и философа, который нужен нашему народу для дальнейшего духовного развития.
Президент Казахстана подчеркивает: опираясь на богатое наследие предков, мы должны укреплять наше государство, чтобы оно росло и процветало. Важно понимать, что верховенство закона и общественный порядок являются общей задачей.
Каждый казахстанец как гражданин государства должен знать Абая, чтобы понять будущее своего общества, состояние мира. Поняв идеи мыслителя, можно больше узнать об уроках истории. Многие проблемы современного общества обозначены в размышлениях Абая. То есть феномен нашей национальной идеи в области истории связан с основами тюркской культуры.
Следует отметить, что наш музей целенаправленно работает над тем, чтобы молодежь изучала духовное наследие предков. Целью популяризации жизни и творчества Абая состоит в том, чтобы способствовать формированию гражданской культуры у нашей молодежи в рамках духовного развития общественного сознания.