Перейти к содержимому
Главная страница » Экспозиция, посвященная Абаю

Экспозиция, посвященная Абаю

        Основоположник казахской письменной литературы, поэт-классик, композитор, переводчик философ, просветитель, общественный деятель Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился 10 августа (23 августа) 1845 года в местности Сырт-Каскабулак, сегодня, Восточно-Казахстанская область, в семье старшего султана Кунанбая Оскенбаева. В весенний и осенний периоды аулы Кунанбая кочевали  в окрестностях родника Каскабулак. Матерью Абая была Улжан. При рождений сын Кунанбая был наречен Ибрагимом. Позднее, мать стала ласково называть его Абаем. У казахов «абай» означает «осторожный», «осмотрительный». Возможно, и мать, и народ называли поэта так, характеризуя его личностные качества. Многие также называли Абая Ибраем, сыном Кунанбая.

        Акшокы — колыбель абаевского творчества, здесь набирало силу и крепло его литературное и философское дарование.
Шлю, тонкобровая, привет!
Похожей не было и нет!
(перевод П. Шубина)
        Слушая любимую казахами песню «Айттымсалем, Каламкас», начинаешь понимать, что образы абаевской Каламкас и пушкинской Татьяны, оставаясь индивидуальными и самостоятельными поэтическими шедеврами, неразделимы и неразлучны друг с другом.
Речь влюбленных не знает слов,
У любви язык таков:
Дрогнет бровь, чуть вспыхнут глаза —
Вопрос иль ответ готов.
(перевод А. Глобы)
       Многие песни и  стихи Абая родились в Акшокы. Мухтар Ауэзов писал: «Песни и поэмы, рожденные в Акшокы, переписывались и заучивались мгновенно. Овеянные новизной и искренностью, они растекались по всей Арке. Раньше таких песен не слышали ее просторы. Веками молчаливая и загадочная, степь зазвучала новыми словами и мотивами, разносимыми ветром по всем ее уголкам, словно весна пришла в эти края. Это были звуки новой эры…»

Недалеко от Акшокы находится могила Кунанбая, отца Абая, выложенная из черного горного камня. Вот что писал об этом непростом человеке польский путешественник и географ А.Янушкевич:
«Кунанбай… большая знаменитость в степи. Сын простого казаха, одаренный от природы здравым рассудком, удивительной памятью и даром речи, дельный, заботливый о благе своих соплеменников, большой знаток степного права и предписаний корана, прекрасно знающий все российские уставы, касающиеся казахов, судья неподкупной честности и примерный мусульманин… Кунанбай стяжал себе славу пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и старые, бедные и богатые… Избранный на должность волостного управителя, исполняет ее с редкостным умением и энергией, а каждое его приказание, каждое слово выполняется по кивку головы. Когда-то он был красивым мужчиной, нынче на его лице следы оспы, несколько лет назад чуть не унесшей его в могилу, как Мирабо; во время вдохновенной речи он заставляет слушателей забыть о своем страшном обезображенном лице. Эти жестокие последствия болезни всякий раз пробуждают в нем сладкие воспоминания о сочувствии земляков, которое может дать тебе доказательства его заслуг и значения… А все баи недостойны развязать ремешок на обуви Кунанбая».
        На этом же кладбище похоронены сыновья Абая Абдрахман и Магауия. Также погребены здесь родственники Кунанбая – Искак, Какитай и дед Мухтара Ауэз. Похоже, что и после смерти Кунанбай не растерял своих близких и теперь они будут лежать рядом вечно.

Произведения Абая Кунанбаева – бесценное наследие для молодого поколения. Сохранение и популяризация творчества великого поэта – долг каждого гражданина. Произведения Абая Кунанбаева переведены на 116 языков мира, выпущено более 4000 книг о выдающемся поэте. Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и XXI век» отметил, что нам следует обратить особое внимание на наследие великого поэта и философа, который нужен нашему народу для дальнейшего духовного развития.

Президент Казахстана подчеркивает: опираясь на богатое наследие предков, мы должны укреплять наше государство, чтобы оно росло и процветало. Важно понимать, что верховенство закона и общественный порядок являются общей задачей.

Каждый казахстанец как граж­данин государства должен знать Абая, чтобы понять будущее своего общества, состояние мира. Поняв идеи мыслителя, можно больше узнать об уроках истории. Многие проблемы современного общества обозначены в размышлениях Абая. То есть феномен нашей национальной идеи в области истории связан с основами тюркской культуры.

Следует отметить, что наш музей целенаправленно работает над тем, чтобы молодежь изучала духовное ­наследие предков. Целью популяризации  жизни и творчества Абая состоит в том, чтобы способствовать формированию гражданской культуры у нашей молодежи в рамках духовного развития общественного сознания.