Восточно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей является хранителем одной из самых больших и информативных археологических коллекций среди музеев Казахстана. Коллекция сформирована в результате исследовательских работ известных археологов – С.С. Черникова, Ф.Х. Арслановой, З.С. Самашева, А.А. Ткачева и раскопок сотрудников музея. В экспозиции музея представлены наиболее яркие находки, рассказывающие о древней истории края.
Экспозиция начинается с археологической карты области и кратких сведений о видах археологических памятников, встречающихся в крае, и знакомства с видными археологами, исследования которых позволили представить в экспозиции все археологические периоды.
Наиболее яркий памятник палеолита – стоянка человека Пещера, датируемая учеными поздним палеолитом. В 1950г., когда она была обнаружена экспедицией С.С. Черникова, это была самая древняя стоянка человека на территории всего Казахстана.
Неолит – это уже другая страничка из истории человеческого общества, до которой оно прошло очень долгий путь. Постепенно, медленно накапливались трудовые навыки по обработке камня, а их совершенствование значительно меняло образ жизни человека. Новые способы обработки камня привели к совершенствованию одежды, жилища. Главные достижения той поры – изобретение лука со стрелами, глиняной посуды, а затем появление скотоводства и земледелия, как основных производств человеческого общества, пришедших на смену охоте, рыболовству и собирательству. Неолит представлен в экспозиции находками из раскопок двух поселений. Неолитическое поселение у д. Мало-Красноярка датируется первой половиной III тыс. до н.э.
Основополагающим памятником данного периода следует назвать Усть-Нарым. На территории неолитического поселения (716м2) открыты остатки легкого жилища продолговатой формы, крупные хозяйственные ямы, два погребения, огромное количество каменного и костяного инвентаря, керамики с простым линейным орнаментом. Коллекция Усть-Нарыма включает около 16 тысяч орудий и сотни тысяч отщепов, которые дают великолепный материал для исследования техники обработки камня и приемов оформления заготовок орудий.
Эпоха бронзы на нашей территории – время расцвета и начинающегося упадка родового строя. Время исключительного употребления бронзовых орудий. В Восточном Казахстане эпоха бронзы в большей своей части совпадает с так называемой андроновской культурой, которая рассматривается археологами как общность, как этап развития родственных племен, находившихся в примерно одинаковых физико-географических условиях, где, естественно, выделяются локальные группы, локальные особенности. Великолепные бронзовые предметы, которые восхищают изяществом форм, — бронзовые наконечники копий и стрел, бронзовые ножи и кинжалы, бронзовые топоры, воинские вислообушные топоры, тесла и долота, рыболовные крючки и т.д. Все эти предметы были широко распространены в крае. Предметами первобытного искусства можно назвать глиняные сосуды с великолепным геометрическим орнаментом. Гончарство — одно из главных занятий женщин эпохи бронзы. Встречаются и находки свидетельствующие о развитии ткачества. На поселениях археологами найдено большое количество костяных орудий труда.
Формирование раннекочевнических обществ на степных просторах явилось важнейшим событием в мировой истории. Переход к кочеванию стал не только сменой хозяйственной деятельности, но и началом новой исторической эпохи со специфическими формами общественного развития, быта, культуры и идеологии. В I тыс. до н.э. на просторах нашего края обитали племена, которые в древних письменных источниках упоминаются под именем скифов, саков, аримаспов.
Самый ранний этап эпохи раннего железа представлен раскопками Золотого Чиликтинского кургана VII-VI вв. до н.э., исследованного С.С. Черниковым в 1960г. Макет кураган дает представление о погребальном обряде, а находки – об удивительном мастерстве древних ювелиров – художников. Знаменитый Чиликтинский золотой олень с ветвистыми рогами стал эмблемой нашего музея.
Большую часть экспозиции этого периода представляют материалы о раскопках Берельского могильника. Памятник получил всемирную известность благодаря исследованиям экспедиции Института археологии им. А.Х. Маргулана под руководством З.Самашева. Археологи исследовали захоронения кочевой знати и высоко-художественные изделия, выполненные в особой манере, свойственной искусству ранних кочевников, в так называемом скифо-сибирском зверином стиле. Здесь, благодаря образованию подкурганной мерзлоты, в первозданном виде сохранились одежда, конское снаряжение, предметы из дерева, седла, ткани, деревянная посуда, изделия из войлока и кожи. На сегодняшний день Берел – единственный на территории Казахстана памятник с сохранившимися находками из органики.
В экспозиции представлена композиция из трех каменных изваяний, которые имеют огромную историческую, этнографическую и художественную ценность.
В этом же зале можно познакомиться с декоративно-прикладным искусством умельцев Восточного Казахстана.
Значительных высот художественного мастерства достигло искусство изготовления войлочных ковров у казахов Восточного Казахстана. Самые широко распространённые ковры – это сырмаки. В экспозиции даны коричнево – белые сырмаки, а также сырмак с цветной аппликацией. Этот ковер яркой расцветки, узоры выполнены из синего и красного сатина и закреплены желтой тесьмой, датируется началом XX века, изготовлен мастерицей Сылдырбаевой И. 1868г.р.
Юго-восток и восток Казахстана это традиционные районы вышивки. Казашки-мастерицы с особой любовью украшали бытовые предметы – края полотенец, постельные принадлежности, подушки, покрывала, занавески, а также различные виды одежды – платья, камзолы, юбки, головные уборы, рубахи, халаты. Все эти изделия представлены в экспозиции.
Посетители музея могут любоваться редчайшим по красоте вышитым тускиизом – настенным ковром II половины XIX века из Тарбагатайского района. Он построен на контрасте фоновых частей – центральное поле из ярко-синего шелка, бордюр из черного плиса, орнамент сложный из симметрично переплетенных разноцветных ветвей и листьев с многолепестковыми цветами, орнамент очень четкий, благодаря тамбурному шву и глади.
В кочевом казахском быту ни одно столетие народные мастера глубоко соблюдали традиции художественной обработки кожи. Сама жизнь заставляла заниматься выделкой кож, так как изделия из кожи были наиболее легкими, портативными, прочными и удобными при перекочевках. Обработкой кож и шкур занималась каждая семья. Кожа шла на изготовление одежды и обуви, конской сбруи, сумок для хранения продуктов, сосудов для воды и молока. Среди музейных экспонатов: торсык из Чингистайской волости с. Арчаты, датируется II половиной XIX в.
Обязательной частью казахского костюма были кожаные пояса, особой красотой отличались мужские пояса с подвесками – «окшантай». В коллекции историко-краеведческого музея имеется семь поясов с функциональными и декоративными подвесками, две из них представлены в витрине. Пояса с подвесными сумками трапециевидной, грушевидной формы. Декор подвесок предельно прост и лаконичен: в центре каждой сумки тисненый рисунок повторяет форму сумки и заполняется растительным орнаментом, геометрическим в виде зигзагообразных линий, на концах закреплены кисточки из кусочков кожи.
Общеизвестна беспримерная любовь казахов к лошадям, верным спутникам кочевой жизни. Следует добавить, что в изготовлении любой вещи, так или иначе связанной с лошадью, казахи вкладывали свой талант и мастерство. Украшалась вся сбруя лошади: нагрудник, подхвостник, подпруги, ленчик седла, стремя. Стремя соединялось с седлом при помощи ремней, также украшались уздечка, приводные ремни, подседельники, потники. Все эти элементы сбруи экспонируются в зале.
В Восточном Казахстане имеются довольно значительные пространства, покрытые лесом. Неудивительно поэтому, что казахи издавна были знакомы с употреблением дерева и его художественной обработкой. Легкое и прочное дерево было незаменимым при изготовлении многих предметов быта. Из дерева изготовлялись седла, ленчики, остовы юрт, двери, сундуки, столики, шкафы для посуды, кровати, музыкальные инструменты.
В музейной экспозиции широко представлена деревянная посуда: большие круглые миски для кумыса (тегене), продолговатые разной величины корыта для мяса и приготовления курта «астау», объемистые деревянные блюда (табак), деревянные чашки для жидких блюд (аяк, шара-аяк, сапты-аяк), для питья кумыса использовали малые деревянные чашки (тос таган), выточенные из коры березы.
Помимо утилитарно-бытовых предметов казахскими мастерами-резчиками по дереву создавались также национальные музыкальные инструменты. Один из самых древнейших образцов казахского инструментария демонстрируется в экспозиции зала.
Кобыз Ермекбая. В пещере в окрестностях села Екатериновки Уланского района был обнаружен старинный кобыз. Среди старожилов бытовала версия, что принадлежал он местному шаману, исчезнувшему после революции, ведь это были времена активной борьбы прогрессивно настроенной интеллигенции с шаманизмом. В дар областному историко-краеведческому музею жительницей этого села Рахимжановой М. был передан ценнейший экземпляр традиционного шаманского кылкобыза, который она хранила более 45 лет.
О широком бытовании в Восточном Казахстане резьбы по кости и рогу можно судить по коллекции предметов, представленных в музейной экспозиции. Особый интерес вызывают две кровати II половины XIX века, привезенные из Катон-Карагайского района из с. Ново-Березовка и с. Катон-Карагай. Отличить их друг от друга невозможно, как оказалось, это работы одного мастера Назарова Темиргали. Кровать из с. Ново-Березовки передана в музей К. Жакеновым, принадлежала его дедушке, а тому, в свою очередь, досталась от отца Маметекова Жаке, 1879 г.р., из знатного рода жастабы, племени керей. Кровать деревянная, низкая, с вогнутым ложем, разборная, удобная при перекочевках. Лицевая сторона выложена сплошь четырнадцатью крупными костяными трапециевидными пластинками со сложным растительным узором. Главный элемент композиции – цветок тюльпана, который дан в разрезе и подчеркнут раскраской фона в синий цвет.
В музейной экспозиции областного историко-краеведческого музея показаны 17 пар серег конца XIX века. В коллекции имеется одна уникальная серьга, настоящий шедевр восточно-казахстанского ювелирного мастерства. Сделана она в виде пирамидки, состоит из двух скрепленных треугольников, каждый из которых украшен четырьмя вставками полудрагоценных камней. К нижним краям треугольников крепятся на цепочках тринадцать подвесок с круглыми вставками цветного граненого стекла и 66-ю вставками бирюзы в сканом пояске. Длина серьги – 16,5см, вес – 66г. Такие серьги крепились к волосам ниже головного убора, эта тумарша – подарок музею от жительницы с.Чимкуры (Уланского района) З.Иманбаевой. Здесь же посетители могут увидеть еще одну уникальную находку.
В экспозиции широко представлены седла старинной работы. По мнению специалистов: «Из всех типов седел самое красивое – найманское седло». Отличительные черты седел восточно-казахстанского типа – сплошная обкладка передней и задней луки седла полосами серебряных блях, ряды цветных камней, разной величины и оттенков, серебряные накладки в виде стилизованных фигур оленей и растительных узоров, по конструкции особая широкая и высокая передняя лука.
Материалы экспозиции убеждают, что всегда кочевавшее казахское население нашей территории, живя одной жизнью с природой, из поколения в поколение выработало удивительно тонкое восприятие окружающего мира, нашедшее выражение в самобытном народном искусстве. Оно многообразное и яркое, жизнерадостное и удивительно доброе, сохранившее образы и художественные традиции древних культур.
4.Витрины по скифскому и тюркскому периодам