Перейти к содержимому
Главная страница » О ходе реализации Программы развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО.

О ходе реализации Программы развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО.

    Природа щедро одарила своими богатствами Восточный Казахстан. Это мир вольных степей, где лошади скачут наперегонки с ветром, а поднебесные трели жаворонка сливаются с неповторимой мелодией шелеста седых ковылей, тихого шепота ручейков, шороха песков, осторожного посвиста сусликов. Среди белоснежных вершин берут начало бурные реки с кристально чистой водой сладкой на вкус. Яркая зелень поднебесных лугов, с которых ветерок приносит запах богородской травки и смолистого можжевельника. Здесь озера, в которые словно опрокинулось небо, такой они глубины и голубизны. Все это – земля некогда могущественных царей и воинственных народов. Как напоминание о тех славных временах и народах возвышаются огромные курганы, стены древних святилищ, белеют на скалах древние рисунки, которые донесли до нас забытые события, происшедшие с теми, кто покоится в древних усыпальницах.
    «Степная земля бесконечна как время» – написал в ХVI веке воин – поэт Казтуган. И в это время вмешались археологи, чтобы показать нам историю и древности Великой степи, наше прошлое, которое мы должны знать, которым мы должны гордиться.
    Для организации археологических исследований в нашем крае большое значение имеет долгосрочный проект «Программа научно – исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2016 – 2023гг.» инициированный Акимом области Д.К. Ахметовым. Благодаря этому проекту начались масштабные раскопки на  новых и уже известных для науки памятниках. Были определены напрвления работ по темам: – «Алтай-Тарбагатай от эпохи бронзы до раннего средневековья» и «Памятники древности и средневековья Шиликтинской долины и предгорий Тарбагатая».
    Реализация проекта проходит под руководством ведущих археологов Казахстана З.С. Самашева, А.Т. Толеубаева. Все эти годы масштабные раскопки велись на некрополях Шиликты, Айнабулак (Зайсанский район); Елеке сазы (Тарбагатайский район); Берел, Каракаба, Шу (Катонкарагайский район), Кырыкунгир (Абайский район); Кокентау (Семей), Дуаналы (Курчумский район), Акбауыр, Аблайкит, Кемере, Кызылтас (Уланский район).
    Результаты работ уникальны по своей информативности. Они уже стали важнейшим достоянием археологической науки нашей республики и представляют интерес для зарубежных ученых. Во время раскопок было найдено более 20 тысяч уникальных артефактов. Все они переданы в Областной историко – краеведческий музей, что и позволило нам создать экспозицию «Золото Великой степи».
    А выставка с таким же названием стала международной. Она экспонировалась в России, в Великобритании, сейчас готовится в Татарстан.
    Основными экспонатами выставки являются артефакты, сделанные из золота. Украшения одежды и головных уборов, украшения оружия и сбруи лошади. Это великолепные ювелирные изделия мастеров древности. Они очень ранние, датируются VIII – VII вв. до н.э., V – III вв. до н.э. Не менее важными являются и другие находки: посуда из глины и медных сплавов, бытовые изделия из кости и дерева, металлические ножи и топоры, ритуальные артефакты, точильные камни и пряслица (деталь веретена). Подобные артефакты, прежде всего, характеризуют материальную культуру, развитие ремесел. А этих навыков получается немало – обработка дерева, кости, металла, кожи, шерсти, изготовление керамики. А также технологические процессы – добыча руды, металлургия, литье и ковка металлических изделий. Особо надо выделить мастерство ювелиров. Каждое их изделие – это художественное произведение, которое выполнено с большим вкусом, с фантазией или очень близко к оригиналу. А чего стоит микроскопическая пайка, когда к малюсенькой бляшке на обороте припаяна петелька.
    Размеры кургана, большое количество золота в самых больших из них указывает нам на особый статус в обществе этой персоны. Археологи назвали подобные курганы элитарными, царскими. Такие памятники исследовались на некрополях Елеке сазы, Шиликты, Берел, Каракаба. Информативность находок во время раскопок элитарных курганов дала возможность ученым, художникам и реставраторам создать реконструкции внешнего облика, костюмов, вооружения знатных персон сакского социума. Эти реконструкции стали не просто украшением выставки, а ее главными экспонатами. Весь их облик говорит за себя – это вожди, воины, воительницы и жрицы. В этих «золотых»  одеждах они появлялись перед своими подданными во время торжественных церемоний, ритуально – обрядовых действий.
    Первым в нашей экспозиции появился шиликтинский «золотой человек».  Находки из кургана «Байгетобе» уникальны тем, что они самые ранние в сакской культуре – VIII в. до н.э. и получается самый ранний «золотой человек» на территории Казахстана.
    Можно немного пофантазировать о действиях этих персон перед своим народом, об их роли в обществе. Мы ведь не знаем точно, как это было.
    Представьте себе: высокогорная Шиликтинская долина, на горизонте горы Саур, Манырак, Тарбагатай. На вершинах гор ещё лежит снег, а долина уже в зелёном ковре молодой травы. Природа просыпается! Наступлению весны радуется всё вокруг – ярко сияет солнце, просыпается зверьё, радуются люди, уставшие от долгой зимы. Они собираются в долине, чтобы всем вместе встретить обновление природы особыми ритуальными действиями. Главным действующим лицом на ритуальном празднестве является Вождь. Он появляется перед народом в нарядно-ритуальном облачении, ослепительно сияющем в солнечных лучах. Золотом сияет его одеяние. Золото – символ власти, силы, вечности. Золото отождествлялось с божественным происхождением и сакральным характером царской власти. Главное божество, которое почиталось людьми – это Солнце. Вождь, царь – это наместник Солнца. Каждое украшение на его костюме – это застывший луч Солнца. Смысл каждого из них связан с Солнцем.
    – Орёл считался близким к Солнцу, почитался за силу и красоту. За непонятное необъяснимое умение долго парить в воздухе. В некоторых случаях орёл изображён в предсмертной агонии от укуса змеи. В этом сюжете отображено вечное, в понятии древних, противостояние двух стихий – земли и неба с которыми связана смена времён года, приход долгожданной весны.
    – Культ Солнца в мировоззрении номадов тесно связан с образом оленя. Здесь мы видим оригинальный образ оленя: основу украшения создают шея, голова и рога оленей. Головы повёрнуты в разные стороны и приподняты, за счёт этого их роскошные ветвистые рога соприкасаются. Соединённые рога – древо жизни, которое оживает весной. Учёные предполагают, что изображение древа жизни связано с культом плодородия, рождения и роста.
    Очень символично навершие головного убора – уникальное изображение оленя с роскошными рогами в виде голов грифонов. Грифон пожирает его заднюю часть. Это вечная борьба стихий, от которых зависит жизнь человека.
    Власть богов, власть царей и их магическую силу отражают все эти украшения ритуального одеяния. С такими чувствами проводились народные обряды, ритуальные действия, сокровенные праздники, пиршества, навеянные приходом Весны, обновлением природы.
    С культом огня, которым сопровождались все ритуальные действия, связано изображение барса. Барсы, населявшие полосу гор, выполняли функцию оберегов, они защищали создаваемое пространство со всех сторон. Человек ценил их ярость, силу, хотел обладать их качествами. Именно поэтому их изображения украшали одежду избранных.
    Ритуальные действия, существующие в VIII до нашей эры, сохранились в современных традициях. Вот бляшка в виде архара. Его образ считается жертвенным, а жертвоприношением сопровождались все обряды, связанные с Солнцем. Сейчас же многие праздники сопровождаются состязанием – кокпар, где жертвенным животным в сакральный праздник является баран (козёл).
    Следующий яркий экспонат выставки – реконструкция юного воина, но воина знатного, в золотом облачении. Вполне вероятно, что он уже был предводителем дружины.
    В высокогорной долине Елеке сазы для особых ритуалов и встречи обновления природы собралась воинская дружина. Предводитель – молодой воин. На шее воина сверкает золотой обруч – гривна, символ верховной власти. Боевой кинжал в роскошных золотых ножнах. Украшают это оружие фигурки снежного барса, олени с роскошными рогами. Колчан со стрелами тоже украшен фигурками оленей с ветвистыми рогами. Дальнобойный лук и сорок стрел – вот его главное оружие. Сакский воин – конный лучник. Его средства ведения боя – стрела, полный колчан и быстрый конь. На одежде воина – фигурки медведя. Мощь и энергия сильного зверя должны умножить возможности воина и его коня.Штаны расшиты золотым бисером. Золотом украшен островерхий головной убор . На золотом браслете изображение волка. Здесь золото выражает не только роскошь царей – в нём отлита и отчеканена поступь зверя, прыжок волка, полёт птицы, оленя, и место ему в снаряжении воина. Эти традиции украшать одежду воина, вождя, предводителя воинов изображениями животных долго существовали у номадов. Это нашло отражение в поэзии Юсуфа Баласагуни, в ІX веке:
    «Их свойства нужны для возглавивших рать,
    С какими дано им врага побеждать.
    В бою смелость барса надо иметь,
    Кабанье упорство и волчий бросок,
    Медвежью свирепость, олений наскок».
    Именно эти свойства вырабатывали в себе молодые мужчины, которые готовились стать воинами дружины своего повелителя. Главным событием их жизни было испытание, которое происходило торжественно, под присмотром предводителя. Они уже прошли полный цикл обучения особым качествам: храбрость, нечеловеческая сила, независимость. И теперь, согласно ритуалу, должны доказать, что они достойны стать дружинниками вождя. Учёные считают, что уже тогда, в VIII веке до н.э., существовало представление о волке, как символе вождя боевой дружины. В долине, окружённой высокими горами, изрезанной многочисленными ручьями и речками, ранней весной, когда просыпается природа, обновляется всё живое, молодые воины проходили сложные военные и ритуальные обряды, превращались в «молодых волков». Надо сказать, что культ волка просуществовал долго. У казахских предводителей существовали волчьи знамёна. Об этом говорится в стихах поэта-импровизатора XIX века Суюнбая Аронулы. С образом волка связаны многие легенды о казахских батырах.
    Это уникальное искусство номадов, представленное в образах фантастических и реальных животных, передаёт нам состояние души, мировосприятие конного кочевника, который мчится по просторам Великой Степи. Из тех далёких времён это состояние души древнего кочевника живо в традициях и обрядах до сих пор.
    Реконструкция прекрасного образа знатной дамы из Берелской долины царей.
    Берельская долина – одно из сакральных мест «Алтая – Золотых гор». Древние номады не случайно выбрали этот чудесный по красоте уголок Алтая. Долина возвышается на местности и со всех сторон окружена высокими горами. По мифологическим представлениям древних, горы наделены особым статусом, так как на их вершинах обитают боги. Эти сакральные места были предназначены для проведения ритуальных праздников, здесь проводились обряды, посвященные приходу Весны, связанные, прежде всего с поклонением Солнцу. Здесь провожали в последний путь царей и знатных персон.
    Участницы этих событий обязательно была представительница сакской элиты в парадном одеянии, украшенном золотом. Каждая деталь ее одеяния говорит о ее избранности, божественном происхождении.
    Посмотрите на головной убор – красный цвет- цвет царской одежды. Украшают его великолепные изображения архара. Это не случайно, на Алтае с давних пор сохранилась в народе легенда.
    Это случилось много лет назад. Однажды солнце проглотил прилетевший с севера ледяной змей, огромный, как туча. Стало холодно. Горы, реки, озера покрылись льдом. Погибли почти все животные, а те, что выжили, ушли в море. Оставшиеся в живых люди, чтобы не замерзнуть, целыми днями жгли в пещерах костры. Все боялись змея. И только Архар не испугался его. Он поднялся на самую высокую гору, где жил ледяной змей, и три дня и три ночи бился с ним не на жизнь, а на смерть. И победил. Своими крепкими копытами он распорол змею живот. Солнце выкатилось наружу. Но оно было таким слабым, что не могло подняться в небо. И тогда архар поддел его своими рогами и забросил выше туч. Снега и льды растаяли, и ушедшие животные вернулись в наши долины. Так Архар спас людей от смерти.
    Образ этого животного тесно связан с Солнечным божеством, значит, и наша представительница знати, в одеянии сверкающим золотом, отмечена божественным началом.
    Фантастические крылатые существа – грифоны украшают головной убор. Грифон представляет собой образ, сочетающий в себе наиболее ярко выраженные свойства нескольких различных животных. Мифическое существо обладает силой, ловкостью, энергией быстротой зрения и слуха птицы и зверя вместе взятых.
    Возможно, этими свойствами хотела обладать наша «воительница»? Хотела власти, которой ей дают золото, божественное происхождение, умение управлять ритуальными действиями?
    Очень примечателен сюжет на пластинах, украшавших ее шубу: сцена терзания  снежным барсом оленя. Два сакральных образа сошлись в смертельной схватке. В золоте, в божественной стихии огня и солнца, запечатлен образ жизни как вечного движения через терзание и страдание, как жестокой борьбы – от смены времени года до социальных столкновений.
    В каждом предмете таится сакральный подтекст, хранятся сила и магия, которые присутствуют при ритуальных, обрядовых действиях, суть которых можно расшифровать. Все они сводятся к культам плодородия, Солнца, Огня, смены времен года, к поклонению горам, рекам. Эти тайны являются ключом к пониманию традиционной культуры наших предков.
    Этот образ знатной сакской женщины, которая жила в IV – III вв. до н.э. дает возможность составить представление об эстетических вкусах  и предпочтениях модниц той далекой эпохи, о художественной культуре, образах изобразительного искусства.
    Недалеко от Берелской долины, на высокогорном плато у реки Каракаба в это же время жила другая знатная особа. При раскопках одного из курганов были обнаружены в нетронутом состоянии украшения головного убора. Хорошая информативность находок дала возможность создания погребально-поминального костюма знатной женщины сакской элиты IV – III вв. до н.э. Ее высокий головной убор украшают золотые фигурки архара, оленя, многочисленные подвески с чешуйчатым орнаментом. Фрагменты заплетенных кос украшены золотыми полутрубчатыми накосницами. Однозначно, такой костюм является показателем социального статуса данной персоны, характеризует уровень развития общества. В данном случае он наглядно демонстрирует близкие контакты этносов обширного Горно-Алтайского региона.
    Особого внимания стоит еще одна женская фигура – реконструкция внешнего облика и костюма молодой женщины из кургана Тасарык в Уржарском районе. У этой молодой женщины был особый статус, особое положение в обществе. Ее одежда, головной  убор говорят о том, что она была жрицей, целительницей, предсказательницей. При жизни она имела особый магический, колдовской опыт, владела тайными знаниями. Естественно, что  во время любых обрядовых действий, ритуальных праздников,  она находилась рядом с вождем. Именно она в первую очередь, была близка к Солнцу, огню, пробуждающейся природе, у которых черпала свои магические силы.
    Главным предметом в ее убранстве  является удивительный, золотой головной убор, украшенный фантастическим существом — птицей Феникс.        Мифическое существо  с чертами грифона и феникса: небольшая головка с загнутым клювом, высокая шея, ветвистые рога оленя с отростками в виде  грифона, оперение в виде волн и изогнутых фигур, длинный высокий хвост с оперением и отростками в виде грифона. Ноги мощные, длинные, со шпорами и когтистыми лапками. Подобный образ феникса, очень  похожего на петуха характерен для артефактов IV-III веков до н.э. Мы видим существо, связанное с небесной структурой, как символ Солнца, который представляется древним в образе оленя и петуха.
    Природа мифологического Феникса связана с солнцем и огненной стихией, плодовитостью, с женским началом, охранительными функциями, символизирует смерть и тьму, а также воскресение из мертвых и перевоплощение. Своеобразная модель – «жизнь-смерть-новое рождение» Деятельность жрицы в первую очередь была  связана с проведением ритуалов  поклонения Солнцу, с обеспечением вечной жизни и постоянным ее обновлениям. Проводила ритуалы, связанные с плодородием, обновлением природы. Символику жизни и плодородия усиливает красный цвет в основе головного убора.
    О том, что она была целительницей, говорят сопровождающие ее предметы: семена различных растений,  разных размеров посуда из глины и дерева, каменный терочник – для растирания трав, маленький столик со следами огня.  Целая «колдовская» лаборатория.
    Реставраторам удалось выявить остатки листьев и стеблей папоротника. Это очень интересная находка, ведь на головном уборе есть золотые «опахала» в виде пера птицы или листа папоротника. Папоротник издавна связан с мифами, магией, колдовством.
    Древний образ Феникса в декоре ритуального и парадного  женского головного убора связан с представлениями о вечной жизни и обновлении, женским началом и мировым деревом с плодами бессмертия.
    Здесь можно отметить, что использование  растительных элементов  в декоре женских украшений  как символа жизни, плодородия сохранились до нашего времени у народа Казахстана, как и изображения птиц и использование перьев для украшения головных уборов. До сих пор считается, что перья некоторых птиц обладают магической, оберегающей силой.
    Некрополь Каракаба известен и более поздними уникальными открытиями – в трех курганах VII – IX вв. были исследованы погребения воинов с сопроводительным захоронением коней. Воины в полном вооружении – сабля, лук со стрелами, лошади в украшенном снаряжении. Сохранились и остатки одежды из шелка. Но главная находка – это музыкальные инструменты.
    Воин – музыкант, так назвали новую реконструкцию ученые. После тщательного изучения всех мельчайших находок и аналогичных материалов того времени, были созданы костюм и вооружение воина кимакского каганата. Шлем с маской – личиной, боевой и стрелковый пояс с украшениями, палаш с ножнами, лук и колчан со стрелами, музыкальный инструмент. Интересен его кафтан. По кусочку ткани сделана реконструкция орнамента, потом нарисован эскиз. По этому эскизу в творческой мастерской «Каза Базар» в Венгрии по реконструкции древнего восточного текстиля была изготовлена натуральная шелковая ткань с узором. Вот в таком великолепии предстала перед нами фигура воина – музыканта. Все реконструкции выполнены археологами З.С. Самашевым, А. Т. Толеубаевы и художниками К. Ахметжаном, К. Алтынбековым.
      Благодаря открытиям археологов мы можем узнать еще  много уникальных фактов из жизни кимакского общества.  Даже увидеть портрет одного из каганов. Эти открытия сделаны на некрополе Елеке сазы в горах Тарбагатая. Впервые в нашем регионе ученые исследовали святилище, культово – поминальный комплекс, который назвали «Каган». Памятник возведен в честь одного из каганов Западно –  тюркского каганата, на месте кремации его тела после смерти. Это грандиозное каменное сооружение состоит из храма и примыкающего к нему лабиринта. В центральной части храма в толстом зольном слое нашли большое количество артефактов: предметы вооружения и конского снаряжения, предметы быта, украшения от парадно – поминального костюма. Среди украшений особый интерес вызывают две золотые подвески с изображением коронованных каганов на золотом троне с подлокотниками в виде лошадиных голов. Владыка сидит с сосудом священного напитка в руке, его окружают коленопреклоненные  слуги с приношениями в руках. Хорошо просматриваются прически, детали одежды и обуви. В одном случае можно рассмотреть подлинные черты лица кагана. Это новый исторический источник VIII века по изучению художественной культуры наших предков, для решения некоторых вопросов социально – политического устройства каганата, религиозных воззрений, придворных церемоний, связей степных империй в пространстве.
    Все эти открытия наших археологов  по достоинству оценены мировым научным сообществом: выставка «Золото Великой степи», представленная в музее Фитцуильяма Кембриджского университета Великобритании, вошла в пятерку лучших выставок мира 2021года.
    Для археологов и историков, изучающих проблемы кочевой цивилизации появились новые, достаточно информативные источники.
    Эти источники дают возможность качественно нового осмысления таких понятий, как «степной образ жизни», «степная цивилизация», «кочевая цивилизация». Подтверждают, что в далеком прошлом степь была на одном уровне с другими передовыми цивилизациями.
    Бөлісу/Поделиться: