Перейти к содержимому
Главная страница » Художник тоже слагает песни

Художник тоже слагает песни

    В январе 2024 года исполнилось 120 лет со дня рождения казахского живописца и акварелиста, народного художника, основоположника казахского изобразительного искусства Абылхана Кастеева. Творчество Абылхана Кастеева – уникальное достояние национальной культуры Казахстана. Художнику заслуженно уделяется серьезное внимание на уровне государственной культурной политики. В его честь назван самый крупный в стране Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан. Не так давно был открыт Дом-музей А. Кастеева в Алматы. На уровне научной, художественной активности в стране регулярно проводятся юбилейные выставки и международные конференции; Институтом литературы и искусства им. М.О. Ауэзова были изданы книги и пишутся статьи о его творчестве. Все мы понимаем, что для Казахстана и казахской культуры бережное и неуклонное внимание к наследию Абылхана Кастеева – дело национальной чести и гордости.

    Но что мы знаем о жизни художника? Характерна для того исторического периода сама биография Кастеева. В ней неуловимо переплетаются случайности и закономерности, казалось бы, совсем ненароком, но его необыкновенный художнический дар ведет его, пусть извилистыми путями, но все же решительно и верно к его успешной творческой судьбе.

    Абылхан Кастеев родился 1 января 1904 года в селе Чижин Талдыкурганской области, в семье очень бедного чабана. Его отец рано умер, и Абылхан должен был помогать семье. Он не гнушался никакой, даже самой грязной работы, а в восемь лет стал работать пастухом у богатого односельчанина. Проводя долгие часы наедине с прекрасной природой южного Казахстана, впитывая в себя великолепие его рек и гор, долин и холмов, А. Кастеев с детских лет начал постигать её величие, силу и первозданную красоту.

    Уже тогда стал проявляться природный дар художника. Как его древние предки, создавшие уникальные графические комплексы Тамгалы, Мангыстау и Прииртышья, юный Кастеев рисовал на камнях. Первыми, но несохранившимися еще полудетскими образцами творчества А. Кастеева, становятся его композиции на камне, бересте, известняке, дереве. Будущий художник вырезал из этих материалов различные фигурки, позже обменивая их на бумагу и карандаши в только что открытой школе. Вырезал способный пастушок и казахский орнамент, изображал и то, что его окружало, и было таким родным и близким – пологие холмы и округлые купола юрт, силуэты деревьев, пасущихся барашков.

    Одаренный от природы редким даром художественного творчества подросток, поначалу не находил прямого отклика в среде своего близкого окружения. Аульные старики подчас даже осуждали его «греховные занятия», но будущий художник не соглашался с ними, защищаясь, он сравнивал свои рисунки с пением акына. Проявись такой заметный дар на поколение раньше, он мог бы вылиться в традиционные ремесла или даже вовсе угаснуть, но художественному образному дарованию Абылхана Кастеева было суждено раскрыться во всем своем великолепии.

    В 1926 году Абылхан впервые выезжает из родного аула в Джаркент, нынешний Панфилов, где устраивается чернорабочим, но все свободное время он посвящает рисованию, впервые пытается писать масляными красками. Вокруг него закипает совсем другая жизнь, встречаются все новые и разные люди, другие национальности и типажи, характеры и жизненные привычки, и вот, уже их лица рядом с лицами родных и односельчан постепенно появляются в тщательных зарисовках внимательного к жизни художника.

    В 1927 году Кастеев услышал о стройке Турксиба и с группой друзей  отправился на этот объект первой пятилетки. Там на него впервые обратили внимание, как на начинающего художника. Однажды во время отдыха Абылхан нарисовал на скале портрет Ленина. Кто-то из начальства увидел портрет и попросил показать его автора. Чтобы талант не пропадал даром, Абылхана Кастеева решили отослать на учебу в Алма-Ату. Провели комиссию, и кто-то даже засомневался в его происхождении, подозревали, что он может быть родом из байской семьи. Но через некоторое время пришло подтверждение, что Абылхан Кастеев был рожден в семье бедняка, и он смог продолжить обучение.

    Большое влияние на выбор профессии Абылхана Кастеева оказал Николай Гаврилович Хлудов, ставший первым добрым наставником будущего основоположника искусства Казахстана. Доброжелательный интерес и искреннее внимание, проявленные известным в Алма-Ате художником Хлудовым к молодому коллеге, помогли Абылхану Кастееву принять окончательное решение. Жадно внимая советам и указаниям своего учителя, Кастеев шаг за шагом освоил его уроки. По сути, занятия в студии Хлудова были первым приобщением Кастеева к обучению изобразительному искусству, той сфере деятельности, которая кажется вчера еще была запретной и не одобрялась стариками-аксакалами. Тогда же, в студии, будущий художник понял, что такая профессия действительно существует и ей надо упорно учиться.

    Уроки в студии Хлудова включали обычные ступени освоения рисунка – рисование с гипсовых орнаментов и слепков, простые постановочные натюрморты, выезды на этюды. Но для молодого Кастеева это был совершенно новый чудесный мир, заключавший в себе реализацию всех его давних желаний и мечтаний. По существу Хлудов остался первым и единственным учителем в жизни Кастеева. Добрые чувства и признательность Николаю Гавриловичу Хлудову, благородный художник пронес через всю свою жизнь.

    В 1934 году Абылхан Кастеев принял участие в слете самодеятельных талантов в Алма-Ате, в республиканском конкурсе на создание портрета Абая и иллюстраций к его произведениям, а также в первой выставке произведений художников Казахстана, которая состоялась в Государственном музее искусств народов Востока в Москве. С этого времени Абылхан Кастеев стал постоянным участником международных, всесоюзных, республиканских и городских выставок.

            С 1934 по 1936 годы художник жил в Москве, где посещал вечернюю художественную студию народного творчества имени Н.К. Крупской.  В 1937 году он был принят в члены Союза художников СССР. С 1930-х и по 1940-е годы работал над созданием большой серии акварелей «Старый и новый быт», в которой отразил думы художника об «уходящем» прошлом. В 1942 г. состоялась первая персональная выставка Абылхана Кастеева в Алма-Ате, посвященная 15-летию творческой деятельности художника. Ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР. А в 1944 году — звание Народного художника Казахской ССР.

    Многообразно творчество Абылхана Кастеева. Неоднократно он обращался к портретам великих сынов казахского народа – Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Джамбула Джабаева, Амангельды Иманова и многих других. Значительны по содержанию серии его акварельных пейзажей. Выполненные в разные периоды, они по праву считаются художественной летописью республики. Это картины: «На земле казахстанской», «О целине», «Земля и люди республики», «Стройки пятилетки», «Богатство Казахстана».

    В 1967 г. Абылхану Кастееву была присуждена премия Казахской ССР им. Чокана Валиханова за серию акварелей «На земле казахстанской». Только благодаря своему упорству, художник сумел оставить  значимый след в искусстве и заложить основу для будущих поколений.

        Михайлова Н.Н.

    инструктор по организации массовой работы отдела экскурсионно-массовой работы

    Список самых известных картин Абылхана Кастеева:

    1. «Войско Амангельды» (1970 г.)
    2. «Турксиб» (1969 г.)
    3. «Портрет Шокана Уалиханова» (1951 г.)
    4. «Портрет Абая Кунанбаева» (1945 г.)
    5. «Сбор хлопка» (1936 г.)
    Бөлісу/Поделиться: