В далеком от Казахстана Краснодарском крае, в немецкой деревне Семеновка Ванновского района, в начале 20-го века проживала семья Герлейн. Представители семья Герлейн, считали себя коренными жителями края, так как, их предки переехали сюда из Баварии еще во времена Екатерины II. Жили они мирно и размерено. Вели хозяйство и растили детей. В семье было две дочери Роза и Екатерина и два сына Виктор и Павел. О судьбе одного из сыновей, Виктора и будет наш рассказ. Их Отец Иван Адамович был арестован еще в 1939 году, его забрали как врага народа, с тех пор семья о нем ничего не знала. В школе детей стали называть «дети врагов народа».
Виктор Иванович Герлейн родился 30 апреля 1936 года в селе Семеновка, Ванновского района, Краснодарский края.
Далее, рассказ со слов дочери Виктора Ивановича – Галины Викторовны.
— Мой отец, Герлейн Виктор Иванович, жил в семье, по тем временам, очень грамотного человека – начальника почты Герлейна Ивана Адамовича. Его мама Мицих Елизавета Ивановна тоже была женщиной грамотной — имела 4 класса образования, умела писать и читать на 2-х языках — немецком и русском.
Моя бабушка Елизавета Ивановна рассказывала, что земля Краснодарского края была очень плодородной, поэтому даже без отца дети питались неплохо, небольшой огород и наличие кур и уток давали семье выжить. В августе с бахчей собирали большой урожай арбузов, их не только солили, но и варили варенье.
После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28.08.1941 года была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья.
В последующие месяцы депортация коснулась всего немецкого населения, проживающего на территории Европейской России, включая Краснодарский край.
Со слов моей бабушки, депортировали всех, в возрасте от 3-лет и до 55-60 лет. Не брали только беременных женщин и женщин с детьми до 3-х лет.
Моего отца с семьей депортировали в октябре 1941года в вагонах для скота. За 24 часа до отправления, приказано было взять с собой только личные вещи, вся остальная утварь, мебель, скот и т.д. должны были остаться непонятно кому. Жители Краснодарского края жили в достаточно теплом климате, зимней одежды для морозной казахстанской зимы у них никогда не было.
В октябре 1941 года началась отправка немцев в Казахстан. Женщины и дети поехали в летних ботиночках и пальтишках, семья жила по тем временам зажиточно. Взяли пару подушек и одеяла, документы.
При отправке, когда начали распределять депортантов по вагонам, моя бабушка с отцом и вторым сыном Пашей, попала в один вагон, две дочери попали в другой. По злому року судьбы на одной из железнодорожных станций вагон, где находились две сестры отца отцепили и прицепили к другому поезду, следовавшему на юг Казахстана, в Джамбульскую область. Отец же с матерью и братом последовали в Восточный Казахстан.
Поезд шел несколько дней, на место они прибыли уже глубокой осенью, в ноябре.
Семья моего отца была «распределена» в село Солоновку Большенарымского района, Восточно-Казахстанской области.
Их расселили в «бригады». Так назывались домики и сараи для временного пребывания работников во время полевых работ. Эти домики находились вне населенных пунктов, как правило, в 5-10 км от них. Отдаленное проживание от Солоновской сельской школы не позволяло отцу и брату учиться. Задача стояла — просто выжить! Мальчики научились вязать из овечьей шерсти носки и одежду. В голод, сильно спасала доброта местного населения. Особенно с теплотой вспоминает отец бригадира, дядю Сабырбая, который не только подкармливал детей, но и давал им шкуры животных, которые были для бедных детей и одеялом и подушкой. Сильно выручал мед. Пасек было очень много, и добрые сельчане, употреблявшие мёд круглый год, начали давать его немецким детям.
Бабушка сразу устроилась поваром, дети при ней. Отцу было 5,5 года, брату 7 лет. Уже в этом возрасте дети зарабатывали себе на питание — помогали взрослым собирать урожай с полей, поили и кормили скотину, убирали навоз, собирали урожай, который запорошило снегом. От зерна, собранного глубокой осенью, часто болели, но это был один из основных продуктов питания, помимо меда и дикого лука — слизуна и батуна.
Отец пошел в школу только после окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году, в возрасте 9 лет. А брат вошел в первый класс в 11 лет! В школе часто приходилось испытывать неприязнь одноклассников, дети дразнили их «немцами» и «фашистами». Отец был очень способным учеником, но получать высшее образование немцам было запрещено. До 1956 года немцы в местах своего проживания находились на спецпоселении и вынуждены были отмечаться ежемесячно в комендатуре. Моя бабушка Герлейн (Мицих) Елизавета Ивановна начала активно искать своих дочерей, которые в детском возрасте, не по своей воле, попали в Джамбульскую область. Долгих 15 лет ей понадобилось чтобы через переписку с Московскими службами и архивами определить местонахождение своих дочерей и наконец их увидеть. К тому времени Екатерина с семьей из семи человек проживала на станции Асса Джамбульской области, а Роза с семьей из шести человек проживала на станции Бурное этой же области. Их дети выросли в казахоязычной среде и поэтому все прекрасно владели казахским языком и знали все национальные обычаи. У большинства их дочерей сложились смешанные браки. Как не странно, но у немцев, попавших в Казахстан, были большие дружные семьи, детей было много. У папиных сестер было по шесть детей в семье.
Только после смерти Сталина В.И. немцам разрешили поступать в ВУЗы и получать высшее образование. Отец получил бухгалтерское, а затем техническое образование и всю жизнь посвятил созидательной деятельности- гражданскому строительству. 13 декабря 1955 года был принят Указ «О снятии ограничений в правовом положении немцев и их семей, находящихся на спецпоселении». С этого момента на руководящие посты и в контролирующие органы в населенных пунктах начали назначать граждан СССР немецкой национальности. Отец, до выхода на пенсию, проработал прорабом, сначала в колхозе им. Жданова, а затем в КХ с. Солоновка
С 1993 года по 2000 год участвовал в деятельности Восточно-Казахстанского немецкого культурного центра Видергебурт (Возрождение). После выхода Закона РК «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» в 1993 году папа начал получать надбавку к пенсии как реабилитированный.
В результате огульного обвинения в 1941 году в пособничестве фашизму, немцы были репрессированы как народ и реабилитированы только в 1990 году указом Президента СССР.
Методист отдела экспозиционно-выставочного
обеспечения Историко-краеведческого музея
Цукуренко С.В.