Духовное наследие Абая Кунанбаева, выдающегося поэта и просветителя, велико и безгранично. По трудам Абая можно составить полное представление о казахском обществе его эпохи. Поистине классик оставил нам национальную энциклопедию – это политика и экономика, быт и искусство, обычаи и нравы казахского народа. Исторические интересы Абая Кунанбаева складывались постепенно, они определялись его собственными жизненными наблюдениями, а пополнялись и корректировались чтением произведений восточной, в том числе и древней казахской культуры, изучением наследия великих русских классиков, а также собственными историческими исследованиями в период деятельности в Семипалатинском областном статистическом комитете.
В ХІХ веке Семипалатинск становится местом политической ссылки. В 60-е и 70-е годы здесь отбыли ссылку Н. Коншин, Н. Долгополов, С. Гросс, П. Лобановский, Е. Михаэлис и другие. В это же время в Семипалатинске жил и учился Абай Кунанбаев. Знакомство, а в дальнейшем тесное общение казахского классика с представителями русской демократической интеллигенции оказали большое влияния на духовный рост и мировоззрения Абая. наиболее близкие взаимоотношения, перешедшие в дружбу, сложились у Абая Кунанбаева с Евгением Михаэлисом.
Друзья называли его «алмазом», «блестящим метеором», «ярким самоцветом». И это справедливо. Незаурядный ученый, краевед, образованнейший человек своего времени. Евгений Петрович Михаэлис оставил заметный след в культурной и общественной жизни нашего края. В фондах историко-краеведческого музея хранятся уникальные экспонаты: документы, фотографии, мемориальные вещи, принадлежавшие Евгению Михаэлису, а также воспоминания его дочери Людмилы и внука Юлиана Хотимского. Читая эти воспоминания узнаешь об Евгении Петровиче не только как о неутомимом исследователе края и ученом, но и как о человеке.
Всегда с большим волнением и трепетом беру в руки ценнейший экспонат – небольшая детская книжка с пожелтевшими страничками и деформированным переплетом. «Звездочка» — так называется сборник трогательных рассказов о детях, была издана в Санкт-Петербурге, в 1894 году, в издательстве В.И. Губинского. Автор книги – Людмила Щелгунова, старшая сестра Евгения Михаэлиса. Людмила Петровна, вышедшая замуж за писателя – публициста Н.В. Шелгунова, стала детской писательницей и переводчицей. Брата и сестру всю жизнь связывали узы крепкой дружбы. Впоследствии Евгений Петрович назвал свою единственную дочь в честь старшей сестры Людмилой. На книге есть дарственная надпись автора: «Моей милой племянице Люсе от старой, старой тети, которая желает, чтобы на этой книге она выучилась читать» и подпись «Л. Щелгунова. 3 декабря 1894 года».
Евгений Петрович Михаэлис родился в Петербурге в 1841 году в семье русского дворянина, получившего шведскую фамилию от далекого прадеда. Будучи студентом физико-математического факультета Петербургского Университета тесно общался с кумирами студенческой молодежи: Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, И.С. Тургеневым, М.Л. Михайловым.
Широкой эрудицией, силой характера и красноречием Михаэлис выделялся среди товарищей по университету. Поэтому его активное участие в студенческих волнениях 1861 года было естественным. После ареста Евгений Михаэлис был исключен из университета. В делах следственной комиссии по расследованию студенческих волнений Е.П. Михаэлис назывался в числе зачинщиков, а посему был сослан в г.Петрозаводск, Олонецкой губернии, о оттуда — в г. Тару Тобольской губернии. В 1869 году было разрешено выехать на жительство в Семипалатинск.
Оказавшись в Семипалатинске с особого разрешения генерал-губернатора Зап.Сибири Евгений Михаэлис был принят в Областное правление на должность чиновника особых поручений. Это назначение позволяло ему много разъезжать по краю. В документе «Формулярный список…» есть сведения о всех поручениях и назначениях Евгения Петровича. Неоднократно «за усердную и ревностную службу» он был награжден не только денежными премиями, но и орденом «Святого Станислава» IIІ степи. Прожив в Семипалатинске 13 лет, Михаэлис выбирает местом постоянного жительства тихий небольшой город Усть-Каменогорск. Но и в Семипалатинске и в Усть-Каменогорске он ни на минуту не прекращает свою кипучую деятельность, направляя знания и умения на исследования нашего богатейшего края. Широкий круг его научных интересов убедительно характеризует только перечень его основных работ. В фондах областного музея хранятся записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела РГО со статьями Евгения Петровича. Почти все области знаний были охвачены его неутомимой энергией исследователя и ученого.
Евгений Петрович занимался вопросами гидрографии Семипалатинской области (исследование русла рек Иртыша, Курчума, Нарыма, Бухтармы); — геоморфологическим исследованием гор Алтая (обнаружил следы древних ледников на Тарбагатае и Сауре); — вопросами отыскания минеральных месторождений (горючий сланец и каменный уголь в Зайсане); — вопросами рационального пчеловодства и конхиологии Сибири (конхиология — отдел зоологии, изучающий раковины моллюсков). Одна из коллекций моллюсков, собранных Е. Михаэлисом, хранится в Берлинском зоологическом музее, другая — Академии наук России. Научные наблюдения и выводы, сделанные Евгением Петровичем в своих статьях, были подтверждены такими именитыми учеными как В.А. Обручев, В.В. Петровский, А.С. Хахлов и В.В. Сапожников.
«… Оригинальный и своеобразный, он невольно обращал внимание всех, кто с ним встречался, а тем более имел возможность беседовать… Люди с таким сильным интеллектом, как Михаэлис, не затеряются в толпе…», — писал известный казахстанский краевед Борис Герасимов, в статье, посвященной Михаэлису.
В 1878 году по инициативе Е.П. Михаэлиса в Семипалатинске был организован областной статистический комитет, члены которого занимались историко-этнографическим изучением Верхнего Прииртышья, Евгений Петрович становится его первым секретарем.
Глубоко изучив экономику и культуру края, Михаэлис принимал самое активное участие в составлении отчетов и статистических приложений к ним о состоянии Семипалатинской области. В марте 1882 года по инициативе и под руководством Евгения Петровича в Семипалатинске была проведена первая однодневная перепись населения города. Собранные сведения были обработаны и опубликованы. Эта малоизвестная работа Евгения Петровича является наиболее достоверным источником по истории дореволюционного Семипалатинска.
В 1886 году по представлению Е.П. Михаэлиса членом Семипалатинского областного статистического комитета становится Абай Кунанбаев.
Вопрос о первом знакомстве Абая с Евгением Михаэлисом по-разному описывается в литературе. С.Е. Черных и М.О. Ауэзов пишут о встрече друзей в публичной библиотеке в 1883 году. Писатель Павел Косенко в исторической хронике «Скрещение судеб» так пишет об этогм факте: «Знакомство это никак не могло состояться в старейшей в Казахстане Семипалатинской публичной библиотеке, так как музей и библиотеке в Семипалатинске… были открыты уже позже его (Михаэлиса – Н.К.) отъезда в Усть-Каменогорск. первая же встреча состоялась еще в 1870 году и уже вскоре знакомство приобрело черты близости». Борис Герасимов, с которым многие годы дружил Евгений Петрович, писал, что Абай «ежегодно… гостил в г. Семипалатинске с декабря по март, проводя все вечера в беседе с Михаэлисом».
Дружба Абая и Михаэлиса была важным событием в жизни как великого поэта, так и ссыльного революционера-демократа. В семейных преданиях родственников Михаэлиса бережно хранится память об Абае, который в 1893 году приезжал в Усть-Каменогорск к Михаэлису погостить. Дочь Людмила писала в воспоминаниях об этом визите: «друзья (Абай и Михаэлис) не расставались несколько дней. Абай, поистине замечательный человек, ласкал меня, брал на руки. Впоследствии, когда я подросла, отец рассказывал мне об Абае, как о талантливом своем друге». [2] Поэтому в семейном архиве хранилась другая реликвия — портрет Абая Кунанбаева, написанный внуком Юлианом Ивановичем Хотимским в 1959 году. Картина представляет из себя полотно размером 59 см х 100 см; масло, холст. Этот портрет, наряду с другими уникальными находками, занял достойное место в коллекции музея.
В 1882 году Евгений Михаэлис переезжает в Усть-Каменогорск, где поступает на службу в акцизное ведомство. Е.П. Михаэлис жил довольно скромно. В его доме по Соляному переулку, 34 были кабинет, столовая, спальня и небольшая комнатка, где жила мать его жены. Рядом была мастерская, где стоял столярный станок. Здесь Евгений Петрович проводил свободное время: строил, мастерил. Позже мастерскую перестроили в дом для дочери и ее семьи. В 1947 году по постановлению Усть-Каменогорского Горсовета на доме была установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1893 года по 1913 год жил ученый — краевед, друг Абая Евгений Петрович Михаэлис». В 1967 году дом был снесен, а мемориальная доска была передана в историко-краеведческий музей.
Будучи членом Усть-Каменогорской Городской Думы в течение ряда лет Е.П. Михаэлис вместе с другими политическими ссыльными: О.Ф.Костюриным, А.Н. Федоровым, И.В.Иньковым, И.В. Емельянцевым многое сделали для благоустройства города и его культурного развития.
Умер Евгений Петрович 2 декабря 1913 года. Некрологи о его смерти появилась как в сибирских, так и в петербургских газетах. Друзья напишут о нем памятную статью полную любви, уважения и скорби.
В философском цикле «Слова назидания» Абай написал: «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем – достигнет ли он ее». (37 слово). Личное достоинство – черта характера, которая объединила великого казахского поэта-просветителя Абая Кунанбаева и одного из лучших представителей интеллигенции 60-х годов ХІХ века Евгения Михаэлиса.
Н.А.Косенкова, сотрудник отдела Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.
г. Усть-Каменогорск.