В этом году исполняется 140 лет со дня рождения известного всем краеведа, ученого Бориса Георгиевича Герасимова. Научное значение деятельности этого удивительного человека с годами только возрастает, его труды являются обязательным пособием для тех, кто изучает историю родного края. Значение имеют не только фактический материал, собранный им, но и методологические приемы его работы. главное, чему посвятил Герасимов свою жизнь – краеведение.
Родился Борис Георгиевич в 1872 году в городе Усть-Каменогорске. После окончания Томской духовной семинарии был направлен священником в село Глубокое. Его краеведческая деятельность началась уже там. Сразу же проявились его исследовательские способности: он записывает предания, сказки, совершает экскурсии по окрестностям. В 1905 году в одной из своих работ он приводит описание с. Глубокого: «Село скрыто в котловине, со всех сторон окруженной горами, оно как-бы углубилось в долину. Сопки, окружающие Глубокое, носят название Гороховых. К юго-востоку от села возвышается Жерновная сопка, дающая отличный камень для жерновов и прекрасный плитняк. Сопка эхта заканчивается обрывистым утесом, спускающимся к Иртышу и известна среди крестьян под именем Петушка. С Петушка открывается довольно красивый вид на Иртыш и острова».
На юго-восточных склонах этой сопки, которая и сейчас носит название Петушок, любознательные школьники городской школы № 24 нашли наскальные рисунки. Около ста изображений людей, жилищ, верблюдов, горных козлов, солнцеподобных знаков дошло до наших дней, а лет им более трех тысяч. Вполне вероятно, что их видел и Борис Георгиевич, который именно в то время и занялся археологической наукой. В 1900г. Герасимов получил от Императорской археологической комиссии «Открытый лист» — разрешение на археологические раскопки в Усть-Каменогорском уезде с обязательством представить в комиссию отчет о проделанных работах.
В беседах с крестьянами он записал еще одну местную легенду: «В трех-четырех верстах от Глубокого есть чрезвычайно высокая гора, которая местными названа Черная сопка. Существует легенда, что около Черной сопки есть скрытая пещера, заложенная большой каменной плитой. В пещере похоронил себя разбойник вместе с сокровищами и вход заложил каменной плитой. Иногда эта плита попадается случайно кому-нибудь на глаза, но при последующей попытке найти ее, чтобы раскопать сокровище, плита исчезает».
В Глубоком же началась просветительская деятельность Б. Герасимова. Для крестьян он открыл воскресную школу, где обучались грамоте все желающие. Открыл библиотеку, куда отдал много собственных книг, в сельской школе вел уроки Закона Божьего.
В 1901 году Герасимов переезжает в г. Семипалатинск. Его переезд совпал с подготовкой к открытию очень важного учреждения – Семипалатинского Подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. На торжественном открытии Подотдела Герасимовым была прочитана сочиненная им «Ода на открытие подотдела».
«… И нам начинание,
Поставлено в удел
Культурное движение
Чрез этот подотдел…»
Почти всю жизнь он посвятил работе в подотделе: 1904-1907гг. – член Распорядительного комитета, 1911-1918гг. – правитель дел, 1918-1925гг. – Председатель.
«Чтобы быть полезным членом своей Родины и государства, необходимо с ранних лет изучать свою родину. Изучая ее, мы научимся любить и ценить свое Отечество». Это строки из учебника «Родиноведение», написанного А.Н. Седельниковым в 1916г. Этими же идеями руководствовался и Герасимов, который еще раньше разработал подобный курс лекций. С 1905г. Борис Георгиевич преподавал краеведение в Семипалатинской учительской семинарии, считая его обязательным для будущих учителей. Этот же курс он продолжал читать слушателям совпартшколы и педтехникума в 1920-е годы.
В Усть-Каменогорске Герасимов бывал довольно часто. Здесь жили родители, родственники. Его сестра Ольга Георгиевна стала женой Ореста Федоровича Костюрина. История родного города тоже была ему интересна. В беседах со старожилами любил собирать легенды и предания о древних памятниках, об интересных людях. Вот, например, легенда о высоком каменном столбе, который стоял недалеко от города по дороге в Заульбинку. Столб этот стоял на древнем кургане, который уже кто-то раскопал. Старожилы говорят, что жил в этих местах богатырь, который для коновязи своему богатырскому коню принес этот огромный столб. В верхней части столба хорошо видна была полоса-углубление. Позже был сооружен курган у столба, где и похоронен богатырь со своим верным конем. Под этим столбом подразумевается определенный археологический памятник – оленный камень. Оленные камни представляют собой яркую, красочную страницу в истории развития изобразительного искусства у древних степных народов. Основная идея установки оленных камней – память о героических предках, о героях – воинах.
Усть-Каменогорским казаком В.Черкашиным была ему рассказана легенда о горе Орел в окрестностях города. «Много лет тому назад на Орле жил смелый разбойник, который, высматривая проходящие торговые караваны с быстротой орла набрасывался на них и с добычей скрывался в горах. От его орлиной зоркости не мог укрыться ни один караван. Наконец купцы, выведенные из терпения, решили разорить гнездо разбойника. Соединив несколько караванов в одну торговую экспедицию и в достаточной степени обеспечив ее стражей, купцы направили свой караван мимо Орла. Поравнявшись с горой стража бросилась к Орлу, чтобы захватить разбойника. Но внезапно среди ясного дня черная туча обложила гору и раздался такой сильный гром, что испуганные охранители каравана тотчас же оставили свое намерение захватить разбойника. Неоднакратно после того делались попытки схватить смелого обитателя Орла, но всякий раз гора опутывалась мраком, а гром и молния отпугивали смельчаков. Разбойник навел кругом такой страх, что и после его смерти долго еще мимо горы боялись ездить ». По преданию на Орле есть несколько пещер в которых разбойник поместил свое богатство. Последнее до сих пор лежит не тронутым, так как пещера скрыта от людей. Предание добавляет, что как орла нельзя поймать под небом, так невозможно овладеть и богатством разбойника.
В 1922 году губернские власти хотели снять Герасимова с должности председателя правления подотдела. Распорядительный комитет Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества обратился в губисполком со следующим письмом: «За священником Герасимовым имеются очень большие заслуги в изучении местного края. Его имя тесно связано с существованием самого Семипалатинского подотдела, с его научной библиотекой и солидным музеем. Им напечатано в различных изданиях свыше 200 статей о местном крае, в частности в Записках Семипалатинского подотдела им помещено 40 научных статей… Печатные труды его премировались почетными наградами – серебряной медалью и премией имени Г.Н. Потанина. Священник герасимов на протяжении 21 года выполнил массу разнообразной учено-просветительской работы на пользу науки и края. И все это бескорыстно, ради высших побуждений. В научном мире он справедливо пользуется репутацией большого знатока края».
В этих строчках оценка его деятельности современниками. Герасимова оставили на должности председателя Подотдела.
В 1924 году он произнес речь на открытии Первой губернской Семипалатинской краеведческой конференции. Ее подготовка и проведение – полностью заслуга Герасимова. Конференция продолжалась восемь дней и состояла из пленарных и секционных собраний, где было прочитано 86 докладов по разным вопросам местного краеведения.
В 1927 году научная общественность отметила 25-летие деятельности Бориса Георгиевича в подотделе. В нашем музее хранится приветственный адрес, где его коллеги и ученики написали много теплых слов: «Ваше имя 25 лет было неразрывно связано с именем Семипалатинского подотдела. Вы были той живой связью среди его членов, той искрой, которая не давала угаснуть ноуному обществу. Вы, Борис Георгиевич, именно в этой работе нашли себя и достигли здесь успехов более, чем кто другой, потрудившись над изучением истории казахского народа, над бытом и культурой староверов, которых Алтайские горы и ущелья укрыли от религиозных преследований, и которые сохранили здесь свой самобытный облик. Ваша работа оставила много ценных печатных трудов, которые стали достоянием этнографической науки». Действительно, его научная деятельность так многогранна, что говорить о ней можно долго. Достаточно назвать несколько работ, которые до сих пор не потеряли научную ценность и актуальность для краеведов. «Поездка на Рахмановские минеральные ключи», «Старинные церкви Семипалатинской области», «Ссыльные поляки в Семипалатинской области», «Град в Усть-Каменогорске», «По пасекам Усть-Каменогорска», «В долине Бухтармы».
Много сил он отдал музею подотдела. Некоторые из находок Герасимова, те, что он привез из Усть-Каменогорска уезда, стали экспонатами нашего музея. Это каменные орудия труда, бронзовый нож, наконечники стрел. В 1986 году его дочь Ольга Борисовна Никулина передала нам личные вещи Бориса Георгиевича, которые хранились у нее в память об отце: фотографии в окружении учеников (он преподавал Закон Божий), личные печати, подстаканник, карандашницу, книгу В.В. Сапожникова с дарственной подписью.
Это был образованнейший человек. Он владел в совершенстве латинским, греческим, французским, казахским языками. Увлекался классической музыкой и литературой. Очень любил людей, был добр и бескорыстен. И очень дорожил своим добрым именем. Таким он и остался в памяти людей. Настоящий ученый, краевед, добрый, хороший человек.
Г.Кущ
Восточно-Казахстанский областной
историко-краеведческий музей