Косметический набор знатной берельской дамы
Прошедший 2016 год был очень удачным для археологов, работавших в нашей области по «Программе развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в Восточно-Казахстанской области на 2016 – 2018 годы» инициированной акимом Д. Ахметовым. Исследовались пять объектов культурного наследия, находки из которых стали уже музейными экспонатами. Археологическая коллекция областного историко-краеведческого музея пополнилась почти тремя тысячами артефактов.
Одним из объектов исследований был Берельский некрополь. Археологи выбрали курган, который практически примыкает к Большому Берельскому кургану, раскопанному еще в 1865 году. На глубине 4 м от древней дневной поверхности показались непотревоженные кости лошадей и остатки древесины. Сопровождали знатную, как оказалось, даму в иной мир семь лошадей. Прослеживаются остатки войлочного ковра, которым были покрыты кони. На головах нескольких лошадей обнаружены многочисленные золотые нашивки разной формы, а также образов фантастических существ с чертами птиц и зверей. Один конь находился ближе всего к погребенной женщине. На его черепе было найдено 55 элементов украшений из золотой фольги, среди них выделяется стилизованное изображение «петухов».
По берельской традиции погребение было совершено в колоде из лиственницы. Археологи опять столкнулись с разграбленным захоронением, кости женского скелета сильно потревожены. На черепе, на туловище разбросаны остатки изделий из золотой фольги, более 60 фрагментов. Среди них есть довольно крупные бляшки с крестовидным узором. Следует отметить фрагмент головы фантастического существа и крылья – украшения головного убора. Остались и бусинки из пасты и сердолика от богатых, видимо, ожерелий. При дальнейшей зачистке внутри колоды было найдено бронзовое зеркало с ручкой в виде хищного зверя. Зеркало упаковано в кожаный чехол, который привешивался к поясу с помощью кожаных ремешков. Рядом с зеркалом найден каменный «алтарик» (терка) для растирания трав и зерен, которые обнаружены под ним. Предположительно это семена кориандра. «Зеркало с декором, семена кориандра, каменный «алтарик» для растирания благовоний или лекарственных трав – это вещи богов и шаманов — прорицателей», считает археолог А. Акишев. Исследователь В. Зуев называет комплекты зеркал и «алтариков» косметическими наборами знатных женщин. Он же предполагает в женщинах с зеркалом и каменным «алтариком» жрицу Великой богини.
Культовая и магическая роль зеркала известна у многих народов Евразии. Многие ученые склонны считать, что кочевники приписывали зеркалом чудодейственные свойства, использовали их в качестве оберегов. Что они видели, смотрясь в отполированную темную поверхность? Может оно могло предсказать будущее, а может в нем живет чья-то душа?
Зеркала находят в сумочках или в чехлах, как в данном случае. Здесь скорее всего одно объяснение – древние кочевники верили, что в зеркале могло появиться лицо умершего, или отразиться его душа. Очень сильна была вера в волшебные свойства зеркал отражать потусторонний мир и его обитателей.
Сама вещь существенная, а декор подчеркивает ее функцию, открывает в ней связи с миром, подчеркивая ее значимость и уникальность. В данном случае – ручка зеркала в виде фигуры барса. Быстрый, ловкий, грозный зверь показан в динамичном прыжке. Круп слегка приподнят, длинный хвост закручен, тело узкое, поджарое. Упирается в грань зеркала открытой пастью и мощной когтистой лапой передней ноги. Изображение барсов на зеркалах, участвующих в погребальном обряде, подчеркивает их значение для обитателей «верхнего мира». Мы видим ритуальный предмет, который осуществляет связь умершего с потусторонним миром и обитавшими в нем предками. Барсы, населявшие полосу гор, выполняют функцию оберегов, они защищают создаваемое пространство со всех сторон. Зверь этот яростен, силен и страшен. По логике магического сопричастия эти качества передавались и человеку. Более чем другие звери, барс связан с культом огня. Одно из предназначений барса – охрана символических границ Космоса.
На бронзовой курильнице, культовом предмете из окрестностей Алматы, изображены шестнадцать фигурок барсов, идущих вереницей по краю борта. Хранители границ, хранители мира живых?! На хотано-сакском языке барс – это «рассвет», что лишний раз доказывает солярную природу образа.
Образ барса, хищника кошачьей породы очень характерен для берельских мастеров. Большое количество изображений кошачьего хищника найдено в убранстве коней из кургана № 11: кошачий хищник, кусающий свой хвост; образ бородатого кошачьего хищника; сцена терзания кошкой фантастического существа; голова барса и трех грифонов и т.д. В могильнике Тарасу, рядом с берельским, была найдена золотая фигурка барса с закрученным кончиком длинного хвоста. Известны майэмерские кошачьи хищники с длинным поджарым телом, длинным хвостом с загнутым кончиком. Важным звеном в цепочке распространения этого древнего образа является зеркало из Измайловки с изображением хищника кошачьей породы. Известна такая деталь – алтайские шаманы нашивали на обувь когти барса, надеясь на его силу. А зеркало во многих шаманских песнопениях выступает как атрибут сверхестественного происхождения, как первый спутник шамана и грозный враг злых духов. В этих представлениях отчетливо видны отголоски древних верований. Зеркало у шаманов хранилось в специальных мешочках или чехлах. Оно выполняло магическую и охранительную функции, не только ограждало шамана от злых сил, но и осуществляло его связь с небом.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что данный курган сооружен для погребения знатной представительницы, прожившей в ІV – ІІІ вв. до н.э. ее сопровождали роскошный инвентарь и захоронение лошадей, количество которых регламентировалось существовавшими в обществе нормами погребально-поминальной обрядности. Общество это создало высокую художественную культуру, имело сложившуюся систему управления, развивало комплексную, хорошо отлаженную хозяйственную систему. Зеркало с ручкой в виде барса, эта уникальная находка несет в себе богатейшую информацию об идеологических представлениях древнего населения края.
Кущ Г.А.