Недавно мы отмечали знаменательную дату — 165-летие со дня рождения выдающегося философа, мыслителя, ученого-историка и поэта Шакарима Кудайбердиева. Родившийся 24 июля 1858 года в местности Кенбулак Чингистауской волости Семипалатинского уезда (ныне Абаевский район Абайской области) в семье Тобыкты, Шакарим обладал ярким умом и талантом.
Особую роль в жизни Шакарима сыграл его дед Кунанбай, который передавал ему знания и заботился о его воспитании. Впоследствии, сам Абай, великий мыслитель и писатель, уделял особое внимание развитию племянника, воспитывая в нем справедливость, человечность, уважение к знаниям и образованности, а также развивал его природный ум и доброту.
Шакарим оставил неизгладимый след в казахской литературе своими поэтическими произведениями. Среди наиболее значимых работ следует отметить поэмы «Енлик-Кебек» (1891), «Калкаман-Мамыр» (1898) и «Ляйля-Меджнун» (1907).
Одно из самых серьезных обвинений, выдвинутых против Шакарима, был его, якобы, национализмом низшего порядка. Те люди, кто придерживались такой версии, явно не были знакомы ни с его творчеством, ни с его мыслями, надеждами и чаяниями, которые он высказывал в разговорах. Как можно было назвать националистом человека, который восхищался философией ненасилия Льва Толстого? Человека, который читал Пушкина, Лермонтова и Некрасова, считал их своими учителями и переводил их на казахский язык?
Шакарим придерживался методов воспитания детей, предложенных Львом Николаевичем. Он не пренебрегал физическим трудом, работая на поле и собирая урожай, пас скот и заготавливал дрова на зиму. Он также ценил помощь женщинам и презирал мужчин, которые унижали достоинство женщин. В своих бессмертных произведениях Шакарим открыто порицал такие человеческие пороки, как чванство, невежество, скупость, жадность и хамство.
В период, когда Шакарим активно занимался литературной деятельностью, в Российской империи происходило множество политических событий. Реформы Столыпина, революция 1905года, Первая мировая война, национально-освободительное движение 1916 года, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война — все эти события принесли горе, голод и разруху для всего народа России, в том числе и для казахского народа. Шакарим, великий казахский поэт-мыслитель, видел все эти страдания и несправедливости.
Человек творческого нрава, Шакарим был восприимчив к новым идеям и романтическим порывам. Он искренне верил в прогрессивные идеи, как это было с его участием в деятельности партии «Алаш». Однако, со временем, он разочаровался в политической жизни и отошел от нее, уйдя в горы.
На волне проверки всех дел репрессированных сталинским режимом, осенью 1962 года была создана специальная комиссия, в которую вошли выдающиеся казахстанские ученые, писатели и литературоведы. Они отнеслись к своим обязанностям с большой ответственностью и щепетильностью. В ходе исследования было обнаружено множество несоответствий и неясностей. Комиссия проработала четыре месяца. За это время было опрошено 300 свидетелей, часть из них знали Шакарима лично, другие работали в 1931 году в местных органах ГПУ. Комиссия изучала не только материалы следственных органов, прокуратуры, КГБ и архивные документы, но и литературное наследие поэта. Результаты их труда стали настоящим открытием. Комиссия пришла к единому мнению о том, что творческое наследие Шакарима имеет огромную ценность для казахского народа. Был составлен список произведений Шакарима, который рекомендовалось первым делом опубликовать. Впервые было заявлено о невиновности Шакарима и о его значимости в научно-литературной сфере Казахстана.
Обвинения писателя в преступлениях против народа были признаны клеветой, а дело посчитали сфабрикованным самими убийцами.
Однако, в 1963 году все материалы, собранные комиссией, были по надуманным причинам засекречены. Впоследствии, уже после 1991 года они стали доступны общественности. Вместе с материалами, написанными на казахском языке, были представлены свидетельские показания, подтверждающие невиновность Шакарима. Множество людей утверждали, что великого казахского мыслителя ложно обвинили в связях с бандитами, приписав ему роль главаря банды.
Комиссия пришла к выводу, что в 1930-31 годах на Шакарима стали смотреть как на «бая», которым он никогда не был, а местные бюрократы отталкивали его от общественной жизни, не признавая его богатого творческого наследия. Комиссия установила, что последние дни жизни поэта были тщательно спланированы его убийцами.
За месяц до гибели поэта, 3 сентября 1931 года, бандитская группировка напала на село Караул. После этого нападения банда была уничтожена. Однако, через месяц некие Карасартов, начальник местной администрации и его помощник Халитов решили сделать «главарем банды» — Шакарима Кудайбердиева, который все это время спокойно жил в своей землянке, в горах.
2 октября Карасартов и Халитов, предварительно отправили лошадь в полной сбруе к Шакариму и предложили поэту встретиться в селе Караул для беседы.
Шакарим, и не подозревал, что лошадь ранее принадлежала убитому при ликвидации банды чекисту.
Карасартов и Халитов, отправились навстречу Шакариму, чтобы встретить его в урочище Керепетас. Сразу же, увидев Шакарима Карасартов выстрелил ему в плечо, а Халитов завершил начатое, убив поэта. Шакарима посмертно обвинили в совершении преступлений против народа, а следствие вели, фактически, его собственные убийцы.
Только во время работы специальной комиссии в 1962-1963 годах свидетели этого жестокого преступления решили говорить правду в своих показаниях. Все свидетели без исключения говорили о невиновности поэта. Некоторые даже признались, что они были вынуждены лживо обвинять великого человека, поскольку Карасартов запирал их в местной тюрьме, запугивая и угрожая им смертью.
«Комиссия внимательно исследовала уголовное и политическое обвинение, предъявленное Шакариму и считает своим гражданским долгом выразить общее мнение по этому вопросу. По всем поставленным вопросам члены комиссии пришли к единодушному мнению: передать ЦК КП Казахстана истинную правду о жизни и творчестве Шакарима Кудайбердиева».
«Оценивая условия 1931 года, — отмечали члены комиссии, — обвинение в совершении преступлений, предусмотренных статьей 58а, и объявление его врагом народа были достаточными основаниями для оправдания его казни». Кроме того, они отметили: «Изучая материалы, связанные с обвинениями Шакарима в связях с бандитами, легко увидеть, что они носят следы спешки и недостоверности. Нельзя скрыть факт, что в те годы в Казахстане было много произвола и насилия, и это распространялось и на район Чингиз-тау. Шакарим стал жертвой этого произвола и нарушения социалистической законности. В результате, был положен крест на его богатом творческом наследии. Поэт погиб в возрасте 73-х лет». Удивительно, но уже в начале 60-х годов были сделаны выводы о значимости творчества Шакарима. Однако, несмотря на настоятельные рекомендации комиссии, ни одно из произведений Шакарима так и не было опубликовано. Только в начале 90-х годов яркая звезда Шакарима снова засияла в полную силу.
Цукуренко Станислав Валерьевич
Подготовлено по материалам Интернет.