В историко-краеведческом музее есть коллекция, которая скрывается под шифром «Филокартия». Что это за экспонаты, спросите Вы?! Это почтовые открытки, т.е. открытые письма, которые появились в России в 1897 году, а с 1904 года одна из сторон ее стала целиком отводиться под изображение, а текст стал писаться вместе с адресом на другой. Коллекция эта насчитывает более 300 единиц хранения. Для музея каждая открытка – это ценнейший исторический источник. Помимо собственно изобразительной стороны она может содержать интересные сведения исторического характера в тексте письма. Да и собственно открытку в целом можно считать неким духовным символом эпохи модерна, совместившем в себе черты художественности и мещанства.
Иллюстрированные открытые письма – интересное явление, возникшее на стыке почтового и издательского дела, сферы искусства, туризма, человеческого общения. Предпринимательская сфера сумела увидеть в открытке не только выгодный продукт для получения прибыли, но и заметить в ней прекрасную возможность для саморекламы.
С одной стороны, открытка – предмет очень личный и камерный: человек выбирает сюжет, надписывает, получает сокровенные новости, хранит открытку как драгоценность или выбрасывает. Другая сторона – казенный, отпечатанный большим тиражом бланк. Можно по-разному взглянуть на любую почтовую открытку.
Почтовая карточка – история почты. Полиграфическое издание – история издательского дела. Рисованный сюжет – история искусства. Запечатленные объекты, города – краеведение и история повседневности, туризм.
Каждая открытка помогает узнать много нового, знакомит с интересными людьми. Переписка дает возможность по другому взглянуть на личности, которые известны тебе по другим источникам, по скупым, например, городским хроникам. Именно так и случилось, когда к 100-летию музея Харламов Александр Владимирович подарил музею коллекцию открытых писем 1910-1916 годов, принадлежащих большому семейству Бобровых, достаточно хорошо известному в городе с давних времен. Глава семьи – купец Бобров Климентий Семенович, женился он на Александре Ефимовне Харузиной, тоже из известной купеческой семьи. Оба они – К.С. Бобров и Е.Харузин были хорошо известны в городе, выбирались гласными городской Думы, занимались благотворительностью. Зажиточность, деловитость, интерес к общественной жизни сделали их обоих видными фигурами среди предпринимателей города. Оставили свой след в истории города и их дети.
У Клима Семеновича и Александры Ефимовны родились дети: Алексей, Василий, Виктор, Федор, Анна, Ольга, Надежда. Главный в этой переписке – Василий Климентьевич. Это он пишет письма своим отцу и матери, сестрам, братьям и племянникам. Василий Бобров после окончания Городского училища уехал учиться в Москву, поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. После художественного училища успешно работал архитектором. Как видно из его коротких писем он участвовал в конкурсе проектов торговых павильонов, выиграл его и строил здания во Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске. Много путешествовал по Востоку, брал с собой в поездки сестер – Япония, Китай. У него было не очень распространенное по тем временам увлечение – фотография. Именно оно привлекло его в экспедицию А.Н. Седельникова по Алтаю. И результат – в ХVІІІ томе издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Киргизский край» были напечатаны его фотографии, запечатлевшие природы нашей области. Многие из этих фотографий вошли в серию почтовых открыток «Сибирь. Алтай».
Именно про них он шутливо писал родным: «Посвящаю вам эту серию открыток. Пошли теперь гулять по белу свету ваши сибирские морды…». Сестры сопровождали его в экспедиции по Алтаю. Открытки эти вышли в Московском издательстве «А.С. Суворин и К˚» в 1917 году.
Изобразительная тематика открыток разнообразна – праздничные поздравления (Рождество, Воскресение Христово, Новый год, день Ангела), репродукции картин Третьяковской галереи, детские художественные фото. Особо надо отметить окрытки с рисунками Елизаветы Бем. В 1902 году по заказу общины св. Евгения она выполнила рисунок для первой пасхальной открытки – «Курочка Федорка да петух Егорка с праздником поздравляют, счастья желают». Именно такую открытку получила Анна Климентьевна Французова от брата Василия. Анна вышла замуж за Ивана Семеновича Французова, погибшего в годы Первой мировой войны. Анне Климентьевне и ее сыновьям Андрею, Геннадию и Борису адресована большая часть открыток из данной коллекции, на которых изображены шуточные сценки с мальчиками. Теплые, заботливые письма с пожеланиями и советами. Например, изображен плачущий мальчик среди щенков, а В. Бобров пишет племяннику Борису: «… это у тебя, Боря, Валетка отобрал соску, а ты ревешь…» Или мальчуган с папироской: «Спроси-ка у дяди Феди, Гена, он тоже тебе скажет – прощай, Гена, и папиросы не кури…» На открытке с читающим мальчиком тому же Геннадию Василий пишет: «На следующую зиму привезу вам, Гена много книжек, у меня дела теперь очень хороши и на книжки денег хватает». В одном из писем сестре Анне, он тоже делает приписочку – «… посылаю ребятам 12 книжек. Дели их между ними как знаешь». Вот еще одно очень трогательное письмо только что родившейся Зое Французовой: «Зоя! Только что узнал о твоем появлении на свет – с чем тебя и поздравляю. Хочу видеть тебя большой, счастливой и у меня в гостях. Твоя мама пишет, чтобы я прислал тебе крест, ну это пусть она ищет где-нибудь, а не у меня. Вот скоро конец постройки павильона, получу монету, ко мне приедет твоя крестная, с нею я пошлю тебе подарки. Твой дядя Вася». Все эти письма очень личные, пронизаны трогательной любовью Василия к родным, теплой заботой о мальчиках. И так было всегда. Именно под руководством Василия Борис Французов в 26 лет едет в Москву и поступает на курсы в Показательную студию на отделение живописи и рисунка. А дальше – война, ранение, долгое восстановление и любимая работа художником – графиком в родном городе. Главной темой его творчества стала война. Но он рисовал также пейзажи и портреты, картины на производственную тему, шаржи и политическую сатиру. В двух музеях области произведения Бориса Ивановича Французова регулярно выставляются на выставках.
Заботлив к племянникам был и Федор Климентьевич, им он пишет письма из армии.
В письмах раскрываются еще одни отношения в семье Бобровых. Василий доверял Федору свои финансовые дела. В одном из писем он пишет, что переводит Федору еще сто рублей, и разрешает всем сестрам и братьям брать из его денег в долг у Федора, но не более, чем на 4 года. Бесконечные любовь, забота, доверие в этих письмах ко всем родным. Вот и задумаешься над словами академика Д.С. Лихачева, который назвал открытки «визитными карточками времени, способными укрепить нашу память, углубить родники нашей души».
Сейчас понимаешь каким прекрасным средством общения были почтовые открытки. А ведь я помню еще, как к каждому празднику мы с мамой подписывали штук двадцать открыток родным и знакомым, а потом столько же получали. Наверное надо прислушаться к словам известных филокартистов, которые призывают сохранять открытки и те, что «пришли в ваш дом много лет назад, и те, что куплены вами вчера», ибо со временем они одарят нас «удивительным чувством прикосновения к быстротекущей реке времени». Так и мы чуть-чуть прикоснулись к прошлому, очень личному, которое добавило новые черточки к образу людей нашего любимого города.
Областной историко-краеведческий музей
Г. Кущ