Перейти к содержимому
Главная страница » Касенова З.К — Кимешек как символ: женские головные уборы в коллекции Областного историко-краеведческого музея

Касенова З.К — Кимешек как символ: женские головные уборы в коллекции Областного историко-краеведческого музея

               В статье рассматривается коллекция казахских женских головных уборов — кимешеков, хранящихся в фондах Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея (ОИКМ). На основе анализа музейных предметов, поступивших в период с 1970-х по 1980-е годы, раскрываются региональные, родовые и стилистические особенности кимешеков, отражающие традиции, этническую принадлежность и социальный статус казахских женщин.

               Кимешек — традиционный головной убор казахских женщин, являющийся важной частью этнографического костюма. Он не только выполнял утилитарную функцию, но и был маркером социального статуса, возраста, семейного положения, а также принадлежности к определённому роду или племени. Как правило, кимешек надевали замужние женщины, и в зависимости от региона, рода и исторического периода его форма, отделка и орнаментация могли существенно различаться.

    В фондах Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея собрана уникальная коллекция кимешеков, охватывающая географически обширную территорию и временной период от конца XIX до 1970-х годов XX века.

    Большая часть кимешеков поступила в фонды музея в рамках этнографических экспедиций 1970–1980-х годов. Первые экземпляры были зафиксированы в 1974 году (КПо2п-719), а самые поздние — в 1985 году. Мастерицы, передавшие кимешеки в музей, представляли различные районы Восточного Казахстана: Уланский, Курчумский, Зайсанский, Катон-Карагайский, Маркакольский и другие. Некоторые кимешеки перешли по наследству от старшего поколения, отражая тем самым преемственность в женском костюме.

               Наиболее ранние по дате создания кимешеки датируются концом XIX века — например, изделие, сшитое в 1896 году мастерицей Сембиновой Кульпаржан из села Ульяновка (КПо20п-8971). Поздние кимешеки представлены образцами 1960–70-х годов, выполненными как в традиционной технике, так и с элементами художественной реконструкции под старину.

    Ценные сведения о принадлежности к определённому племени или роду позволяют рассматривать кимешек как этнокультурный маркер. В коллекции представлены кимешеки, связанные с племенами найман, аргын, керей, а также с конкретными родами, такими как ақнайман, байтен, кокжарды, тортул-кудакель и др.

    Например, кимешек из села Берель (КПо36-12461), изготовленный мастерицей Сыпаиновой Кадишой в 1960 году, принадлежал женщине из рода байтен племени найман. А кимешек из Чугучаксайской волости Зайсанского уезда, выполненный в 1904 году Нургайше Талтаковой (КПо22-6456), носила женщина из рода тауке-шаянбай племени найман.

    В коллекции встречаются кимешеки с различной формой так называемого «хвоста» (задней части): закруглённые, прямоугольные, с двумя углами. Особенно интересны комплекты «кимешек + шлауш», как, например, экземпляр из села Чингистай (КПо21-5397/1), выполненный матерью Бигайныш Амисолтановой к её свадьбе.

    В ряде случаев кимешек украшен вышивкой — канителью, шёлком, золотыми нитями. Орнаменты имеют глубокую символику, например, мотив «тандай» (КПо2п-719) или «кошкар мююз» — рога барана, символ плодородия (КПо22-6456).

    Кимешек служил не только эстетическим элементом женского костюма, но и выполнял сакральную и обрядовую функции. Его дарили на свадьбу, передавали по наследству, надевали в определённые периоды жизни. Через кимешек женщина «вписывалась» в род мужа, демонстрируя уважение к его традициям и статусу.

                Коллекция кимешеков в фондах Областного историко-краеведческого музея представляет собой уникальный источник по истории и этнографии казахского народа Восточного Казахстана. Эти головные уборы являются не только предметами быта, но и носителями культурной памяти, идентичности и художественного мастерства казахских женщин.

    Список источников:

    1. Фонды Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея (ОИКМ). Книга поступлений, акты № 53, 91, 100, 101, 132, 135 и др.
    2. Устные сведения, полученные от носителей традиции в ходе этнографических экспедиций (1974–1985 гг.).

     

    Заведующая отделом научно-исследовательского обеспечения фондов Касенова З.К.

     

    Бөлісу/Поделиться:

    1 комментарий для “Касенова З.К — Кимешек как символ: женские головные уборы в коллекции Областного историко-краеведческого музея”

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *