Перейти к содержимому
Главная страница » Разговор по душам…

Разговор по душам…

    На краю деревни, к счастью, мало затронутой цивилизацией, у самого леса живет седовласый человек, почти отшельник. От края и до края, вдоль и поперек «один всю исходил окрестность», вобрав в себя силы и соки тайги, мудрость земли и, как былинный герой: могучий, кряжистый, белобородый, — хранит это богатство в своей обители – душе. О подобных людях прежде говорили: «рукастый». Его руки «льнут к молотку и топору», ловко держат и косу, и… перо. В Николае Петровиче Герасимове, замечательном русском писателе, авторе десяти поэтических книг, видится мне воплощение всего истинно русского. Дело не только в его облике и фамилии, ни в почитании им Бога даже. Унаследовал и сохранил он от предков любовь и крепкую привязанность к родной земле, что дает ему силы жить и заниматься «духовным промыслом». Был «жизни путь тернист и колок», но не искал Николай Петрович «прямых и легких дорог». С душой нараспашку, вольно и открыто живет он и трудится на земле предков. Простой, надежный, прямой, из категории тех, кто не продаст, не предаст и не выдаст.

    Через робость и смелость
    Шёл, как бродом, по суше,
    Тем владел, что имелось,
    Жил, как все, как умелось,
    Нёс беспечную душу…

    Николая Петровича в Зимовье всяк знает: спросите любого, где живет поэт, — и вам ответят, укажут направление на пригорок, где лес и небо сливаются с усадьбой, где захватывает дух от «неземной красоты», да такой, что ни петь о ней невозможно:

    И села такого на примете
    Не видал в округе я нигде.
    В благодатном, многоцветном лете
    Самое цветущее на свете,
    Самое зеленое в тайге.

    Мудрец, созерцающий мир, — именно таким мне увиделся замечательный поэт уже с первых строк его новой поэтической книги «Жизнь в наследство». И думалось так до последней строки, ведь именно они, его стихи, вмещают в себя суть души удивительного, одаренного, мудрого человека. Н.П. Герасимов — сочинитель и человек, щедро наделенный необыкновенным, удивительным даром особого видения мира и способностью сердцем болеть за его будущее! «Жизнь в наследство» – это «разговор по душам», где поэт весь открыт — душа нараспашку: сколько же сердечных переживаний вместил в себя сборник! От его строк веет то неизбывной печалью, то торжеством бытия, то нежной и светлой любовью к «милой сторонке». Ни за что не променяет он благословенную глушь, «красоту небесную» — мир особый, неисчерпаемый, первозданный, — на бездуховный город!

    Пожалуй, за последние десять лет мне не доводилось иметь счастье читать столь удивительную, откровенную, мудрую, глубоко духовную лирику. Трудно назвать определяющую тему сборника. Она, словно бы обозначена в названии книги, но, думается, гораздо глубже и тоньше. Книга охватывает множество, казалось бы, неразрешимых вопросов, на которые поэт ищет и, порой, находит ответы. Поэзия Н.П. Герасимова видится мне исповедальной: без лукавства, оглядки на чье-либо мнение, ничего не утаивая, поэт говорит с читателем о сокровенном, делится всем, что не дает ему покоя, что занимает мысли и тревожит сердце. В своеобразных стихах-пятистрочниках, распахнув душу настежь, мастер слова разговаривает с читателем откровенно, на равных и сразу берет его в плен. Наверное, только в затворничестве, наедине с собой, «в беседах с тишиной» так осязаемо можно чувствовать свою причастность к мирозданию, ощущать родство с природой и слагать гимны весне, жизни, природе, и, конечно, женщине…

    Заворожённый, позабыв о сне,
    Я проживаю дивные мгновенья.
    И почему-то в этой тишине
    Мечтается легко, свободно мне,
    И льются на страницу откровенья.

    О любви, которую поэт считает смыслом жизни, им написано немало. Она владеет всем его естеством, любовь — суть его души, и пусть поэту немало лет, но как свежи чувства, как тревожат душу воспоминания, побуждая к творчеству. Любовь для поэта-отшельника — понятие разноликое: то это безбрежное счастье, отчего «пусть же сердце сгорит», то вдруг «криком исходит» душа, если любимой нет рядом:

    И сердце не выносит тьму,

    Оно болит. И я, скорбя,

    Понять хочу, но не пойму,

    Ну почему, ну почему

    Проснусь, а рядом нет тебя…

    Стихи Н.П. Герасимова — это «душевный разговор» с самим собой и читателем, когда «…просятся из глубины души» строки, а в них — завещание и наказ, и побуждение к размышлениям о Боге, о Вселенной, о добре и зле, о поэзии и природе, о жизни, смерти и о человеке: его ошибках, стремлениях и смысле бытия. В них все как на ладони, без полутонов, искренне, сквозь сердце и душу! В них, по-герасимовски, все через край, на высокой ноте, и не умеет поэт иначе, все у него на грани, все до дна: любить, так сгорая, прощать без оглядки, отстаивать правду – так до крови. То вдруг сердце поэта заходится грустью и «душа в крик», то — встрепенется птицей: весна, рябина в цвету, благодать!

    И рябина моя, белым цветом пленя,

    Расцветая, стоит вся в сиянии дня

    Под окошком курчаво-зелёная.

    А вот сквозь грусть и одиночество прорывается горький юмор, когда он рассуждает о «мирке» поэта:

    …Уют мой в трёх углах, отсель, досель:

    Стол, телевизор, у печи постель,

    Четвёртый угол строго занят Богом…

    Куда ни кину взор я от стола

    И в четырёх углах, всё недалечко.

    Советуюсь я с ними о делах.

    Они добры, мне не желают зла.

    Приятный очень собеседник – печка.

    И все же «отшельник не предмет, а человек», и «общение его не только с Богом». Поэтом владеет неодолимая тяга поделиться с читателем словом, в котором он желает высказать себя:

    Зажгу свечу, и свет дрожащий

    Стол осветит и лист бумаги.

    И угол мой доселе мрачный

    Вдруг станет местом грёз удачных,

    Овеянных лучами магий.

    Многое поэта заботит, обо всем болит душа: и о том, например, что редеет тайга, «увозят лес долой с родного края». Тревожат и вопросы былого: «Ну, вот скажи, зачем святыни рушить, /Дробить колокола, бесчестить крест?». А иной раз рифмованные строки брызнут солнцем и звёздным светом, и дивишься тому, как сквозь житейские потрясения, испытания и невзгоды пробивается, движимый высокими порывами, не угасающий свет его души:

    Пойдём скорей глядеть на чудеса.

    Какой прекрасный нынче небосвод!» –

    Её восторгу не было конца.

    Стояли мы с любимой у крыльца,

    Смотрели вверх на звёздный хоровод.

    В восхитительном, полном возвышенных чувств стихотворении «Небесная река» поэт мастерски передает настроение любящих сердец, что сливаются в едином порыве увидеть неведомый звездный мир, прикоснуться к мирозданью, что трогает их поэтические души и заставляет биться сердца. Динамичные и порывистые строки завораживают и пленяют высотой чувств:

    «Гляди сюда, – и тянется рука, –

    Вон там течёт, внимательнее будь.

    Я вижу звёзды, месяц, в облаках

    Блестит, течёт небесная река.

    Её зовут зачем-то Млечный путь».

    А глаза «от счастья заревом горят,

    Как будто звёзды все она подряд

    Зажгла пожаром собственной души…

    Хорош и волнующ классический русский язык Н.П. Герасимова! Поэт тонко передает полутона чувств и эмоций: грусть и радость, печаль и тихую нежность… И тоскуешь, и радуешься с поэтом, и сетуешь, и смеешься искрометным, ироничным шуткам: «Возможно, гениальный стих / Поймаю я за хвост!» Пожалуй, основополагающим мотивом его стихов является, — если его же словами – «через печаль, чтоб стих пробиться смог», достучаться до сердца собеседника. Переполняемый чувствами, поэт, словно натянутая струна. Бурей эмоций на все переживания откликается его мятежная душа. Быть может, оттого в его лирике такие контрасты: то вдруг восторг, то «настроенье креном». Контрасты и в любви, и в природе, и в чувствах. Стихи захватывают, завораживают, волнуют. Вот поэту-отшельнику «…метели, надоели жуть! /Сугробы пухнут и заборы гнут», то «…мороз на окошке опять / Наваял мелом карту дорог». А следом — строки, полные торжества жизни:

    Ель за окном сверкает. Хороша!

    Где усидеть морозным утром дома?

    Наденешь шубу, выйдешь не спеша, –

    В волшебной сказке вдруг замрёт душа,

    Защиплет сердце сладкою истомой.

    Порой зима поэту «взмахнёт крахмальною простынкой», то вдруг хмурый лес затянет «угрюмо свой мотив»:

    И значит, вьюга, вихри запустив,

    Заявится сюда сама без спроса.

    В своём величие строга

    Сурово закружит пурга.

    А уж если дождь польет — то будет «грозный ливень», всё сносящие «потоки хмурого дождя». Вот ветер воет, «словно, сатана» и туманы «промозглые», и «горы в саване белом» навевают тоску. Под стать лирическим контрастам мятущаяся, неуспокоенная душа поэта, с её непреодолимой жаждой творчества. Откуда, к примеру, размышляет поэт, берется вдохновение:

    В час предрассветный, чаще в полночь

    (Суть для поэта не нова),

    Приходит муза с чашей полной.

    И вот из сердца плещут волны,

    Чтоб в нотах искупать слова

    Мучительно он ищет ответа и на вопрос: зачем пишутся стихи? Быть может, от переизбытка чувств, от желания высказать душу и запечатлеть окружающую красоту на бумаге?

    Пишу, творю, возможно, в стол,

    Пишу. Кому какое дело?

    Ну, знамо, гол я как сокол,

    В кармане ширится прокол,

    Творю, чтоб песня сердце грела.

    Увижу птицу на лету,

    Сирень ли в предрассветной влаге,

    Пройдусь над речкой по мосту,

    И вот всю эту красоту,

    Переношу на лист бумаги.

    Вероятно, от желания излить чувства, что бьют через край, и нужна самобытному поэту эта стихотворная строфа – мудрое пятистишье! Не хватает четырех стихотворных строчек, не вмещаются мысли в традиционную строфу, — уж очень многое хочется сказать поэту! Размышляя над стихотворною строфой, он иронично объясняет поэтический квинтет так:

    Читатели, простите чудака,

    Не критикуйте стих мой очень грозно,

    Что в нём всегда есть пятая строка.

    Зачем она – не разберусь пока,

    А может быть, и сокрушаться поздно.

    Стих с дополненьем о своём кричит

    И режет слух своим произношеньем.

    Он, как ручей, резвяся на бегу,

    Урчит, журчит, минуя камни, кочки.

    Но мысли не иголкою в стогу

    Вопят в строке, и я их не могу

    Унять и сократить в четыре строчки.

    А за каждой строкой художника слова — целая жизнь, его собственная судьба. И главное, что стоит за всем этим – его малая Родина, «сторонка милая», что дала ему в наследство законы предков-казаков, родоначальников зимовьёвского поселения, где он рос, мужал и становился писателем. Она и укроет его своим крылом, и согреет «любовью трепетной и верной», и поддержит в минуты отчаяния, и простит:

    Гармошке б петь. Нет, сволочь всё рыдает,

    А кто ей эти слёзы запретит?

    Я упаду, подушку лбом бодая.

    Все Хай подымут, грозно осуждая,

    А Родина любимая простит.

    Поэт помнит о своих, «вросших в землю с исконных времен» корнях, и дорожит ими, как святынями:

    Здесь свято всё. Здесь, встав под образа,

    Молились предки трепетно с пелёнок.

    Теперь вот окна брошенных избёнок

    Напоминают прошлого глаза.

    Вера спасает его от бурь и напастей, хранит душу, вселяет мудрость и рождает вдохновенье. И потому не желает поменять ее Н.П. Герасимов на шумный ихолодный город:

    О, родина моя – подобье Рая!

    Живи, храни всю прелесть бытия.

    Я это, в память для себя вбирая,

    Умом и чувством нежно понимаю,

    Что будет жить всё это без меня.

    Понятие Родины у поэта тоже свое, широкое, герасимовское. Родина — не только «часть суши и света»: «Родина – слава ушедших имён» земляков, и история родного Зимовья, и судьбы дорогих предков. До глубины души трогает «Исповедь старого солдата»: тяжелый разговор с уже ушедшим отцом и напутствие родителя:

    Годы жизни встречай, не робей.

    Ты – потомок казацких кровей,

    Я – израненный старый солдат…

    Душа поэта – «для всех – распахнутая дверь». Он размышляет, анализирует, итожит то, как прожил жизнь, и понимает, что не исправить «…всех ошибок моих,скоротечных побед/ И ненужных дорог, что протопал упрямо». А надо ли?

    Себя я вопрошаю: «Да не спишь ли?

    Не пил ли сладко-терпкого вина?»

    Но для чего воспоминаньем вышли

    И понеслись лихим галопом мысли,

    В какие дебри, веси, времена?

    И раньше падал, но вставал идти,

    Идти вперёд. Путь честно пройден мной.

    О, мой судья, прошу тебя, прости,

    Что я понять сумел в конце пути,

    Как Ангел плакал за моей спиной.

    Поэт обращен к душе, словно созерцает её изнутри и «отбоя нет от дум лихих», и тянется «нить лет суровых» его: вот он в минувшем и «душа… босая мчит», возвращает его в прошлое, «заходится… болью»:

    Я снова там, в затерянном краю,

    Где впроголодь житьё, суровей, строже.

    Понять ли мне, зачем же в ночь сию

    Душа, припомнив молодость свою,

    Туда босая мчит по бездорожью?

    Так и живет поэт на благословенной земле предков, думает о ней, поет во славу ее, поет о том, что важнее всего на свете: о жизни, Родине и о любви:

    И если подойти с понятьем, тонко,

    Я с гордостью любому дам ответ,

    Который, с молоком познал в пелёнках:

    — Люблю свою родимую сторонку –

    В ней всё моё: от радостей до бед.

    Вот и обращается с мольбой Н.П. Герасимов к будущим поколениям земляков:

    У земляков прошу совсем не много,

    Чтоб в людях мирно доброта жила.

    Храните край от истребленья злого.

    Пусть стражем вечным вкруг села родного

    Стоит пихтач, хранит покой села.

    И хочется еще и еще раз приложиться к этому роднику: к его необычайно образной, мудрой, трогательной поэзии. И поневоле задаёшься вопросами: откуда этот с виду простой человек из провинции, далекий от словесности, обрел столь яркий талант самобытного поэта? Где черпает богатый слог, безупречную рифму, легкость, чеканность и красоту слова, глубину и мудрость мысли? Ведь что ни фраза – классика: настоящая, не затертая, своеобразная, герасимовская! А еще –самобытность: это ли не мерило настоящей поэзии?! Вот уж воистину «культура рождается в провинции, вырождается в столице и возвращается обратно в провинцию…» – не мною сказано — великим Ключевским!

    Пройдя чрез годы радостей и бед,

    Я, сын крестьянский, вырос в голытьбе.

    На поприще земном мой скромен след,

    Чем выше восхожу к вершине лет,

    Тем строже спрос мой к самому себе.

    В последней главе книги перед поэтом проходит прошлое: «открывается заново пройденный след…» В памяти возникают любимые образы мамы, отца, бабушки, деда и земляков. Видится «златое детство», когда шестилетним ребенком «копновозом» зарабатывал на хлеб. Помнится сума холщевая «с наплечной лямкойдля букваря», с чего начинался его путь к книге. «Все это было… Было!» – говорит поэт, но не остыло сердце и «бремя чувств, томящихся в груди…» Здесь, пожалуй, сказывается русский национальный стержень, не сломленный перипетиями судьбы: «с обострённым критическим чувством» он размышляет о прожитом, и итожит, итожит, итожит…

    Перелистываю последнюю страницу книги Н.П. Герасимова и хочется пожелать ему сердечно: творите и дальше, светлой души Человек, «многая вам лета», вдохновения и нескончаемых идей! Немало еще вам нужно поведать читателю! Пусть Муза почаще «подбрасывает темы» для творчества, держите крепко перо, и пусть не остынет ваша душа! Пусть, как и прежде, «заходится сердце», созерцая природу: радуют «вечерние зори» и «птичий звон», и «журчаньеручья», и «приволье трав и запахи леса»! Живите «на высокой ноте», вольготно и радостно, пусть осень жизни будет светлой и праздничной! Куйте стихи, «какнекогда металл»!

    Ольга Тарлыкова